Жизненный цикл продукта и маркетинг
Жизненный цикл продукта (product life cycle, ЖЦП) - это модель изменения стоимостных величин продукта (продажи и прибыль) в течение всего времени его существования — от появления ВДеи продукта до снятия его с производства и прекращения сервисной поддержки. ЖЦП включает пять основных стадий
1. Разработка продукта (product development). Появляется и разрабатывается новая продуктная идея - ведутся научные исследования и разработки; создается опытный образец или серия для испытаний. По результатам испытаний готовится серийный выпуск. На этой стадии разработчик несет существенные затраты, а продаж нет.
2.Введение на рынок (introduction). Это период появления продукта на рынке и медленного роста продаж. Затраты продолжают расти.
3. Рост (growth). Это период ускоренного роста продаж и растущей прибыли.
Зрелость (maturity). Период замедления роста продаж, поскольку продукт уже куплен большей частью потенциальных покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает падать в силу растущих затрат на защиту продукта от конкуренции.
Спад (decline). Это период, когда продажи резко падают вниз, а прибыль сходит на нет.
ЖЦП описывается такими параметрами, как длина и форма кривой, а также уровень продукта (класс, форма, марка). Длина ЖЦП отражает время существования продукта для рынка. Определяется длительностью этапа разработки, доступностью финансирования, использованием массовых коммуникаций и технологических достижений, сложностью использования.
Форма ЖЦП может различаться для различных продуктов, например соотношением длин стадий. Концепция ЖЦП може описывать различные уровни продукта, или группы продуктов-продуктный класс (product class), например, газеты; продуктную форму (product form) — ежедневные общественно-политически газеты), или продуктную марку (газета «Коммерсантъ»). Форма ЖЦП для этих уровней продукта может быть различной.
Разработка продукта
Эта стадия начинается с генерирования идеи нового продукта и заканчивается выпуском продукта, готового к реализации. Идея продукта концептуализируется, проводится ее бизнес-анализ, разрабатывается маркетинговый план, определяется состав партнеров—участников проекта создания продукта, осуществляется выпуск опытного образца или серии продукта, готового к выпуску на рынок. Состав этапов процесса разработки продукта варьирует в зависимости от сложности продукта. Разработка авиакосмической системы или нового фармакологического препарата может требовать нескольких лет и миллиардов долларов инвестиций.