Жизненный цикл продукта и маркетинг


Жизненный цикл продукта (product life cycle, ЖЦП) - это мо­дель изменения стоимостных величин продукта (продажи и при­быль) в течение всего времени его существования — от появления ВДеи продукта до снятия его с производства и прекращения сер­висной поддержки. ЖЦП включает пять основных стадий

.

1. Разработка продукта (product development). Появляется и раз­рабатывается новая продуктная идея - ведутся научные исследо­вания и разработки; создается опытный образец или серия для испытаний. По результатам испытаний готовится серийный вы­пуск. На этой стадии разработчик несет существенные затраты, а продаж нет.

2.Введение на рынок (introduction). Это период появления про­дукта на рынке и медленного роста продаж. Затраты продолжают расти.

3. Рост (growth). Это период ускоренного роста продаж и расту­щей прибыли.

Зрелость (maturity). Период замедления роста продаж, посколь­ку продукт уже куплен большей частью потенциальных покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает падать в силу расту­щих затрат на защиту продукта от конкуренции.

Спад (decline). Это период, когда продажи резко падают вниз, а прибыль сходит на нет.

ЖЦП описывается такими параметрами, как длина и форма кривой, а также уровень продукта (класс, форма, марка). Длина ЖЦП отражает время существования продукта для рынка. Определяется длительностью этапа разработки, доступностью финанси­рования, использованием массовых коммуникаций и технологи­ческих достижений, сложностью использования.

Форма ЖЦП может различаться для различных продуктов, например соотношением длин стадий. Концепция ЖЦП може описывать различные уровни продукта, или группы продуктов-продуктный класс (product class), например, газеты; продуктную форму (product form) — ежедневные общественно-политически газеты), или продуктную марку (газета «Коммерсантъ»). Форма ЖЦП для этих уровней продукта может быть различной.


Разработка продукта

 

Эта стадия начинается с генерирования идеи нового продукта и заканчивается выпуском продукта, готового к реализации. Идея продукта концептуализируется, проводится ее бизнес-анализ, разрабатывается маркетинговый план, определяется состав партне­ров—участников проекта создания продукта, осуществляется вы­пуск опытного образца или серии продукта, готового к выпуску на рынок. Состав этапов процесса разработки продукта варьирует в зависимости от сложности продукта. Разработка авиакосмичес­кой системы или нового фармакологического препарата может тре­бовать нескольких лет и миллиардов долларов инвестиций.