Шоппинговые продукты
Шоппинг (shopping) — это процесс посещения магазинов (в том числе в Интернет), включающий обзор витрин, анализ предлагаемых товаров и выбор вариантов покупок. Шоппинговые продукты, в отличие от продуктов текущего спроса, покупаются только после сравнения
Шоппинговые продукты (shopping products) имеют отличительные физические, а также сервисные атрибуты (гарантия, условия послепродажного сервиса); цены, стиль, место покупки. Название и репутация магазина могут существенно влиять на покупочное поведение потребителей. Усилия персональных продавцов обеспечивают необходимую продвигающую поддержкупродукта.
Часть шоппинговых продуктов рассматривается потребителями и маркетерами как гомогенные. Часто потребитель не видит разницы между марками стиральных машин, холодильников, компьютеров. Поэтому маркетер должен пытаться дифференцировать свой товар. Для этого нужно подчеркивать цену.
Многие продукты потребители и маркетеры рассматривают как гетерогенные в силу существенных различий между ними. Это одежда, обувь, туристические путевки, мебель, спортивные тренажеры. Восприятие потребителями стиля, цвета и соответствия запросам влияет на выбор покупки.
Специфические продукты
Специфические продукты (specialty products), или продукты специфического спроса, предлагают потребителю явно уникальные характеристики. Это побуждает потребителя ценить конкретные марки. Они обычно дорого стоят и являются хорошо известными марками. Примеры — автомобили Rolls Royce, образование Гарвардском университете, произведения искусства работы известных мастеров. Профессиональные услуги известных адвокатов, специфические медицинские услуги, консультации авторитетного психолога (врача, юриста, маркетолога) могут также относиться к специфическим продуктов.
Покупатели специфических товаров и услуг знают, что они хотят и готовы платить за эти продукты соответственно высоко, покупатели начинают покупочный процесс, уже располагая необходимой информацией, и отказываются от продуктов-заменителей. Потребители склонны предпринимать серьезные усилия для приобретения специфических продуктов, поэтому маркетеры могут продвигать такие продукты через очень небольшое число торговых точек. Число точек продаж даже может специально ограничиваться для того, чтобы повысить уникальность продукта. Поэтому дорогостоящие ювелирные изделия, автомобили, одежда высокой моды продаются в специальных и немногочисленных точках продаж. Продвигать такие товары помогает маркетерам высоко персонализированный сервис для покупателей и имиджевая реклама.