Шоппинговые продукты


Шоппинг (shopping) — это процесс посещения магазинов (в том числе в Интернет), включающий обзор витрин, анализ предлага­емых товаров и выбор вариантов покупок. Шоппинговые продукты, в отличие от продуктов текущего спроса, покупаются только после сравнения конкурирующих предложений по таким характерис­тикам, как цена, качество, стиль и цвет. Эти покупки делаются реже. Шоппинговые продукты стоят дороже, чем продукты теку­щего спроса. Это одежда, мебель, домашняя техника, а также ус­луги перепланировки квартиры, ремонта автомобиля, страхова­ния имущества, гостиничные услуги. Покупатель этих продуктов не имеет полной информации до начала закупочного путешествия и собирает информацию в течение всего закупочного процесса.

Шоппинговые продукты (shopping products) имеют отличи­тельные физические, а также сервисные атрибуты (гарантия, ус­ловия послепродажного сервиса); цены, стиль, место покупки. На­звание и репутация магазина могут существенно влиять на поку­почное поведение потребителей. Усилия персональных продавцов обеспечивают необходимую продвигающую поддержкупродукта.

Часть шоппинговых продуктов рассматривается потребителя­ми и маркетерами как гомогенные. Часто потребитель не видит раз­ницы между марками стиральных машин, холодильников, компьютеров. Поэтому маркетер должен пытаться дифференцировать свой товар. Для этого нужно подчеркивать цену.

Многие продукты потребители и маркетеры рассматривают как гетерогенные в силу существенных различий между ними. Это одеж­да, обувь, туристические путевки, мебель, спортивные тренаже­ры. Восприятие потребителями стиля, цвета и соответствия запро­сам влияет на выбор покупки.


Специфические продукты


Специфические продукты (specialty products), или продукты специфического спроса, предлагают потребителю явно уникальные характеристики. Это побуждает потребителя ценить конкретные марки. Они обычно дорого стоят и являются хорошо известными марками. Примеры — автомобили Rolls Royce, образование Гарвардском университете, произведения искусства работы из­вестных мастеров. Профессиональные услуги известных адвокатов, специфические медицинские услуги, консультации авторитетного психолога (врача, юриста, маркетолога) могут также относиться к специфическим продуктов.

Покупатели специфических товаров и услуг знают, что они хотят и готовы платить за эти продукты соответственно высоко, покупатели начинают покупочный процесс, уже располагая необходимой информацией, и отказываются от продуктов-заменителей. Потребители склонны предпринимать серьезные усилия для приобретения специфических продуктов, поэтому маркетеры могут продвигать такие продукты через очень небольшое число торговых точек. Число точек продаж даже может специально ограничивать­ся для того, чтобы повысить уникальность продукта. Поэтому до­рогостоящие ювелирные изделия, автомобили, одежда высокой моды продаются в специальных и немногочисленных точках про­даж. Продвигать такие товары помогает маркетерам высоко персонализированный сервис для покупателей и имиджевая реклама.