Продуктная линия и продуктный комплекс


Компания может предлагать на рынке один или более продук­тов, составляющих продуктную линию (product line) или продукт­ный комплекс (product mix), смесь или набор. Предлагая более чем один продукт, компания может увеличить объем продаж, оптими­зировать использование ресурсов компании, улучшить позицию компании на рынке.

Продуктная линия — группа продуктов, аналогичных по назна­чению, удовлетворяемой потребности, функционированию, ди­зайну. Так, например, печатные книги — одна из основных продуктных линий, предлагаемых интернет-магазином Amazon.com.

Каждая продуктная линия может иметь свою собственную мар­кетинговую стратегию.

Продуктная линия состоит из продуктных единиц, или предме­тов. Продуктная единица (product item) должна достаточно ясно и конкретно идентифицироваться производителем и потребителем. Такой единицей для Amazon.com является книга, уникально иден­тифицируемая издательским номером (IBSN) или набором харак­теристик: автор, название, год издания, издательство. Общее чис­ло таких продуктных единиц - книг равно объему тиража изда­ния, в магазине находится конкретное число таких единиц. Продуктнои единицей является модель автомобиля, процессора, программного продукта.

Длина продуктнои линии (product line length) - это количе­ство продуктных предметов в линии. Линия средств личной гигиены может включать: зубную пасту, шампуни, мьшо, лосьоны, дезодоранты. Линия слишком коротка, если добавление новых про-дукгных единиц увеличивает прибыль поставщика. Линия слиш­ком длинна, если исключение продуктных единиц из нее позволя­ет поставщику увеличить прибыль.

Глубина продуктной линии (product line depth) — количество версий продуктной единицы в линии. Так, например, линия средств личной гигиены является глубокой, если по каждому из представ­ленных в ней средств гигиены (зубная паста, мьшо) содержится множество марок и разновидностей, — много видов зубных паст, много видов шампуней и т.д.

Продуктный комплекс (product mix) — набор продуктных ли­ний компании. Продуктный комплекс поставщика характеризуется такими параметрами, как ширина комплекса, длина и глубина продуктных линий, согласованность продуктного комплекса. Ширина продуктного комплекса (product mix width) — это количество линий в нем. Так, например, продуктный комплекс интернет-магазина Amazon.com включает такие линии, как печатные музыкальные компакт-диски, видеодиски, бытовую электронику. Компания Sony предлагает следующие линии: телевизоры, компьютеры, видеокамеры, плейеры, видеомагнитофоны. Продуктный комплекс компании Samsung включает такие линии, как   телевизоры, DVD-плейеры, видеомагнитофоны, ноутбуки и настольные компьютеры, полупроводники, мониторы, факсы, принтеры. Согласованность продуктного взаимодействия (product mix consistency) — это степень согласованности, взаимосвязи линий по типу конечного пользователя, каналам дистрибуции; технологиям производства, продвижения и продаж.