Продукт, его виды и уровни
С точки зрения маркетинга продукт — это сложный набор действительных и воспринимаемых ценностей, поставляемых в точку покупки или в процессе последующего использования.
Можно сказать также, что продукт — это товар, услуга или идея, представляющий собой набор явных или неявных атрибутов (свойств), удовлетворяющих потребителя и получаемых в обмен на деньги или иные ресурсы.
Маркетируемым продуктом может быть: товар в материальной форме, услуга или идея. Товар в материальной форме (физические предметы) — это автомобиль, мебель, одежда. Эти товары имеют явные, или физически измеримые, атрибуты, — такие как цвет, размеры, вес. Потребитель может оценить и измерить их значение до совершения покупки.
Услуга (service) — это деятельность, предоставляемая потребителю в обмен на деньги и другие ресурсы. Потребитель может купить услуги парикмахера, консультанта или адвоката, перевозки пассажиров и грузов, туристические путевки, обучение иностранному языку, ремонт бытовой техники. Услуги как объект маркетинга имеют четыре особенности: 1) неявность (intangibility) — неочевидность свойств, 2) неустойчивость (inconsistency), нестабильность свойств, 3) неотделимость (inseparability) от поставщика, 4) несохраняемость (perishability) во времени. До покупки (и начала процесса потребления) услуги обучения потребитель не может с абсолютной уверенностью оценить ее качество. Выполнение услуги неодинаково и зависит от ситуации - в частности, от Физического, интеллектуального, эмоционального состояний исполнителя и потребителя услуги. Качество услуги варьирует в зависимости от поставщика - разные преподаватели ведут один и тот же предмет по-разному. Одну и ту же работу разные специалисты одной квалификации (врачи, парикмахеры, консультанты, Учителя, официанты) делают по-разному. Услуга не сохраняется во времени - пустое кресло в самолете, выполняющем рейс, нельзя сохранить и продать позже.
Идеи тоже могут быть продуктом. Это, например, идеи реформирования экономики, образования, армии. Примером продукта-идеи является идея избирательной компании, например «СПС -в Думу!», или: «Путин - президент!», или: «Буш - президент!».
Такие идеи политики и организаторы избирательной кампании внедряют в массы, т. е. продают избирателям в обмен на их голоса. Большинство продуктов сочетают разные формы — материальную, сервисную (и идеальную), но в разной пропорции. Предвыборные идеи политических партий и кандидатов нередко подкрепляются услугами (концерты звезд шоу-бизнеса) и материальными компонентами (финансирование кампании спонсорами, филантропия). Кроме того, услуги могут дополнять товар в материальной форме. Так, например, послепродажное обслуживание или технический сервис являются важным критерием конкурентоспособности и выбора варианта таких покупок, как компьютер, сервер, многофункциональный копир, компьютерная информационная система.