Эволюция типов организации маркетинговой деятельности


Стадия 1. Только отдел продаж. До 1880-х годов лишь отдел продаж в типичной американской компании был связан с маркетингом. Хотя главной ответственностью отдела продаж являлось обращаться к потребителям и продавать, он обычно отвечал и за всю рекламную деятельность, которую вела компания.

Функции маркетинга — продуктный дизайн, ценообразование, физическое распространение, осуществлялись, соответственно, в подразделениях инжиниринга, финансов и производства. Марке­тинговые исследования на формальной основе не велись до конна XIX столетия.

Ситуация характерна для многих российских компаний — сред­них и небольшого размера. В них есть организационная единица (менеджер или отдел) продаж (сбыта) и нет никаких других орг-единиц, отвечающих, собственно, за маркетинговую функцию. Функция маркетинга не интегрирована и выполняется фрагмен­тарно другими оргединицами и внешними исполнителями (агент­ствами, консультантами).

Стадия 2. Продажи плюс рекламное подразделение. К началу 1880-х годов крупнейшие американские компании, мар-кетировавшие потребительские товары, начали обширную рекламную деятельность. Национальной стала реклама супа компаний Ivory, фотокамер Kodak. Растущий объем ответственности и рек­ламных программ требовал создания отдельного рекламного под­разделения.

Многие российские компании имеют организационные еди­ницы (позиции/подразделения), ответственные за рекламу. Эта единица может быть частью маркетинговой единицы, а может я не быть. Нередко рекламная единица находится на том же уровне, что и единица продаж. При таком типе организации функции продуктного дизайна, ценообразования и дистрибуции обычно сохра­няются за подразделениями инжиниринга, финансового и произ­водственного соответственно.

Стадия 3. Продажи плюс Реклама плюс Маркетинг. До тех пор, пока компания может продавать все, что производит, на приемлемых условиях, она не мотивирована маркетировать боль­ше, чем просто продавать. Для многих американских компаний — производителей потребительских товаров «рынок продавца», су­ществовавший в США с момента основания страны, закончился в 1920-х годах. Первая книга со словом «маркетинг» в названии была опубликована в 1920 г. В 1926 г. Ford Motor Company после 18 лет успешного выпуска и продаж своей единственной черной «Моде­ли Т» остановилась на несколько месяцев для переоснащения и начала производство «Модели А» разных цветов. В 1926 г. Генри Форд признал, что он больше уже не может «давать им (потреби­телям) любой цвет, какой они хотят, пока он черный», и любую модель, пока это «модель Т».

Именно в 1920-х в США появились первые «департаменты мар­кетинга» и термины «маркетинг-менеджеры» и «маркетинговая стратегия» начали обретать определенное значение. Эти подразде­ления, однако, редко включали функции продаж или рекламы. В большей степени эти новые подразделения занимались органи­зацией и реализацией маркетинговых исследований и ассимили­рованием одной или более функций (продуктов планирование, Ценообразование, дистрибуция), выполнявшихся ранее другими подразделениями. В 1930 г. появилась система брэнд-менеджмента.

Стадия 4. Функционально интегрированное маркетинговое подразделение. Это подразделение, в котором главный мар­кетинг-управляющий (chief marketing executive) несет ответствен­ность за каждый из четырех элементов маркетингового комплек­са — за разработку продукта, ценообразование, дистрибуцию продвижение, а также — за маркетинговые исследования. При этом отсутствует делегирование каких-либо из этих полномочий по про­дукту или рынку. Таким образом, маркетинг не ведется самостоя­тельно по структурам бизнеса, ответственным за продукты или рынки. Это затрудняет быструю реакцию компании по продукту или территории на изменения в конкуренции. По мере роста ком­пании функционально организованное отделение становится слиш­ком громоздким для того, чтобы быстро и специфично работать в определенной продуктной области и географическом регионе.

Стадия 5. Продуктно-ориентированное илирыночно-ориентирован-ное интегрированное маркетинговое подразделение. Это подраз­деление предполагает делегирование маркетинговых полномочий по группам продуктов (и/или географическим регионам). При этом глав­ный маркетинг-управляющий несет ответственность за труппы про­дуктов (и/или географические регионы).

Стадия 6. Децентрализованное маркетинговое подразделение. С начала 1950-х годов крупные американские компании из имею­щих одну продуктную линию превращались в мультиотраслевые и при этом мультинациональные. Поэтому с 1950-х годов в крупных американских компаниях произошел перенос большей части мар­кетинговой деятельности с корпоративного уровня на дивизио-нальный. Ответственность за маркетинг продуктов стратегической единицы бизнеса (SBU) была спущена на уровень этой единицы. Маркетинговые подразделения создавались в каждом дивизионе.

К 1970 г. в большей части крупных компаний на корпоративном уровне осталась ответственность только за ту маркетинговую деятельность, которая относится ко всей компании в целом (корпора­тивная реклама и политика выбора агентств, исследования рынков и конкурентов, экономические исследования) либо не относится ни к одному из дивизионов (разработка новых продуктов).

Мы увидели, как менялось место маркетингового подразделе­ния в оргструктуре компании. Посмотрим теперь, какой может быть внутренняя структура подразделения маркетинга.