Интегрированный маркетинг


Интернет обеспечивает интегра­цию всех элементов маркетингового комплекса, создавая единое
системное решение проблем потребителя.

Различают системы электронного взаимодействия (продаж) поставщика с конечными потребителями (В2С - business-to-consumer) и с покупателями-организациями (В2В — business-to-business). Сумма продаж через Интернет конечным потребителям в США достигла в августе 2001 г. 4 миллиарда долларов, при этом средний размер покупки составил 262 доллара.

Воплощением идеи «виртуальных корпораций» явилась система коллаборативной коммерции (c-commerce, collaborative commerce). Эта система создает единое межкорпоративное пространство для ведения совместного бизнеса. Такая система требует перестройки управленческих подходов и информационно-технологических ре­шений. Коллаборативная коммерция предполагает большую сте­пень интеграции бизнес-процессов компаний-участников, чем электронная коммерция.

Единая инфраструктура, создаваемая в рамках системы коллабо­ративной коммерции, должна функционировать как единая вирту­альная система. Эта система связывает информационные репозита-рии, бизнес-приложения (программы) и бизнес-процессы различ­ных корпораций, расположенных в разных частях мира. Требования единой виртуальной инфраструктуры предполагают интегрирован-ность корпоративных систем участников в web. Система коллаборативной коммерции обеспечивает высокую реактивность и адаптиру­емость к динамичным и неопределенным условиям деловой среды; разделение риска принятия решений между ее участниками.

Электронная и коллаборативная коммерция предполагают ис­пользование компаниями-участниками автоматизированных про­цессов управления, электронных баз данных, систем управления корпоративными знаниями.


Электронный и интернет-маркетинг


Очевидно, что электронный бизнес предполагает необходи­мость электронного, а также и интернет-маркетинга. Электронный маркетинг — это маркетинг, использующий электронные средства для разработки, реализации и оценки маркетинговых решений: компьютерные сети, базы данных, телекоммуникации. Это марке­тинг, ведущийся на основе электронных технологий. Интернет-маркетинг — это маркетинг, использующий Интернет для разра­ботки, реализации и оценки маркетинговых решений.

К сфере интернет-маркетинга можно отнести все решения, составляющие комплекс четырех «р» — продукт, цена, распрост­ранение, продвижение. Интернет используется для исследований рын­ка, сбора вторичной (новости, аналитические материалы, эксперт­ные оценки, статистические данные) и первичной информации (опрос, наблюдение, эксперимент). Решение о продуктных харак­теристиках может опираться на данные опроса потребителей через Интернет или на информацию о характере их покупочного пове­дения на сайте. Продуктная концепция может обсуждаться в про­цессе web-конференции или в общем рабочем интернет-простран­стве разработчиков, в интранет, на форуме или чате интернет-сайта или портала компании-поставщика. Информация по продуктным характеристикам и тенденциям их развития может со­держаться в публикациях, размещенных в Интернет. Рекламации и запросы, принимаемые службой технической поддержки через Интернет, могут автоматически отправляться маркетологам и ин­женерам—разработчикам продукта. Разработка ценовых решений мо­жет опираться на данные мониторинга цен на рынке, представ­ленных в прайс-листах в Интернет. Через Интернет может вестись поиск информации о партнерах для создания каналов распростра­нения; управление этими каналами также может осуществляться через Интернет. Интернет-магазин может вести прямые продажи товаров. Интернет-продвиже­ние товара включает рекламу, паблик рилейшнз и элементы лич­ных продаж через Интернет.