Индустриализующаяся экономика (industrializing economy)
Промышленное производство составляет от 10 до 20% экономики страны. Это Индия, Египет, Бразилия. Рост производства обеспечивает спрос на импорт сырьевых материалов и продукции тяжелого машиностроения, сокращая импорт готовой продукции. Индустриализация формирует новый класс богатых людей, а также небольшой, но растущий средний класс, создающие спрос на импорт потребительских товаров.
Индустриальная экономика (industrial economy). Страны этого типа — основные экспортеры товаров промышленного производства и инвестиций. Они торгуют этими товарами между собой, а также экспортируют их в страны других типов экономики в обмен на сырьевые материалы и полуфабрикаты. Разнообразная производственная активность индустриальных стран и их большой средний класс делают их богатым рынком для товаров всех видов.
Экономику страны можно оценить показателем валового национального дохода (GNI), или валового национального продукта (GNP). Это суммарная рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных компаниями и гражданами страны, независимо от месторасположения. Используется также показатель валового внутреннего продукта (GDP). Это общий объем товаров и услуг, произведенный в стране как отечественными компаниями и гражданами, так и иностранными. Так, доходы по зарубежным операциям отечественных компаний включаются в GNP, но не включаются в GDP. Различие между показателями — то, что производится внутри страны ичто — за пределами. Значим для маркетеров и показатель валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Так, например, по данным Мирового банка, в 2001 г. эта величина составила в России 1750 американских долларов, в США - 34 280, а в Китае - 890.
По размеру ВНД на душу населения эксперты Мирового банка разделили 216 стран мира на четыре группы. Группа стран низкого дохода — до 755 долларов США включает 63 страны, в том числе Афганистан, Бангладеш, Азербайджан, Армению и Грузию, Монголию, Индию. Группа стран с ВНД на душу населения 756-2995 долларов включила 54 страны, в том числе Алжир, Китай, Россию, Египет, Таиланд. ВНД на душу населения в диапазоне 2996-9265 долларов имеют 38 стран, в том числе Аргентина, Бразилия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Мексика.
Свыше 9266 долларов ВНД на душу населения имеют 52 страны, в том числе США и Канада, Западная Европа, Объединенные Арабские Эмираты.
Для развития интернет-маркетинга и электронной коммерции в стране важны показатели обеспеченности компьютерами и численности пользователей Интернет. Эту и другую информацию по странам и регионам мира, значимую для маркетинга продуктов глобальных отраслей, можно найти на указанном интернет-сайте Мирового банка. В табл. 2.2.1 показаны экономические и технологические характеристики нескольких стран за 2001 г. (данные на апрель 2003 г. по материалам.
Значимой характеристикой рынков для маркетологов является наличие информации о реальных экономических процессах. Так, например, теневая экономика в РФ составляет более 40% от ВВП [Коммерсантъ, 6.02.01, с. 2]. В странах Западной Европы и Северной Америки эта цифра в несколько раз меньше.
Экономика страны или региона может находиться в одной из стадий бизнес-цикла. Бизнес-цикл отражает повторяющиеся колебания в общей экономической активности. Подъем и спад экономики влияют на уровень безработицы, инфляции, потребительских трат и сбережений, что влияет на маркетинг. Бизнес-цикл имеет 4 стадии: процветание/prosperity), рецессия, спад (recession), депрессия (depression) и выздоровление, подъем (recovery). Рост глобализации экономики обусловил рост взаимозависимости состояний экономики регионов мира.
Значимым фактором маркетинга в глобальных отраслях является конкурентная структура рынка. Эта структура определяется числом конкурирующих фирм в сегменте экономики и долями рынка каждого из конкурентов. Основными типами конкурентных структур рынка являются: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентная структура рынка влияет на ценовые стратегии и создает барьеры для конкурентов, стремящихся выйти на рынок.
Чистая конкуренция (pure competition) предполагает отсутствие барьеров для конкуренции. Рынок состоит из множества — сотен, тысяч — малых конкурирующих фирм и многих покупателей. Это значит, что есть постоянные поставки продукта и устойчивый спрос на него. Продукт гомогенный, стандартизованный, например рис, т. е. предложение одного продавца идентично всем остальным предложениям. Таким образом, цена не может контролироваться ни продавцами, ни потребителями; ни один из них не может оказывать значимое влияние на уровень цен. Маркетинговые усилия минимальны.