Маркетинг и потребитель


Маркетинг (marketing) — слово, ставшее сегодня широко известным в России. Каждый из нас видит рекламу, разговаривает с продавцом. В качестве покупателя или зрителя рекламы каждый из нас включается в поле маркетингового воздействия, становится элементом чьей-либо системы маркетинга. Некоторые аспекты маркетинга известны более, чем другие: реклама, розничная торговля; другие — менее, например оптовая торговля.

Большинство людей, однако, смутно представляет себе место маркетинга в обществе и не имеет системных знаний маркетинга.


Рыночная экономика делает знание маркетинга полезным для широкого круга специалистов по ряду причин:


1. Маркетинговая деятельность ведется многими организациями и людьми. Сфера маркетинга создает возможности занятости в области персональных продаж, рекламы, упаковки, транспортировки и хранения товаров, маркетинговых исследований, разработки продукта, оптовых и розничных продаж. Многие специалисты, работающие для некоммерческих организаций, также вовлечены в маркетинг, занимаясь, например, продвижением политической, культурной, благотворительной деятельности; фандрайзингом.

2. Маркетинг необходим для бизнеса и экономики. Организации и специалисты должны продуцировать товары, идеи, услуги, чтобы существовать и развиваться. Продажи этих продуктов необходимы для получения прибыли и инноваций, для обеспечения существо-вания экономики и общества в целом.

3. Компетентность в маркетинге позволяет организациям и специалистам рационально вести себя на рынке в качестве потребителей и покупателей.

4. Маркетинг, как необходимая часть деятельности по обеспечению людей товарами и услугами, составляет до половины затрат покупателей товаров. Необходимо рационально управлять объектами таких высоких затрат.


Системные знания маркетинга, очевидно, необходимы специалистам в области бизнеса и менеджмента. Что же такое маркетинг? Маркетинг (marketing) — от английского market, рынок. Рынок определяется (в маркетинге) как совокупность всех существующих и потенциальных покупателей и иногда поставщиков. Тогда маркетинг (ударение на первом слоге) можно рассматривать как работу на рынке, — работу с потребителями и поставщиками.


Существует множество определений маркетинга. Среди них — определение Американской ассоциации маркетинга (American Marketing Association, www.marketingPower.com):


Маркетинг — процесс планирования и реализации концепции, ценообразования, распространения и продвижения идей, товаров, услуг для обмена, удовлетворяющего индивидуальные и организационные цели.


П. Котлер и Г. Армстронг дали следующее определение:


Маркетинг — социальный и управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы обретают необходимое и желаемое путем создания и обмена продуктов и ценностей с другими.

[Kotler, Armstrong, 2001, p. 7.]


Можно определить маркетинг и так:


Маркетинг — деятельность по исследованию, созданию и удовлетворению спроса на идеи, товары, услуги посредством их разработки, ценообразования, распространения и продвижения.