Социальная ответственность и РR


Прочитав этот раздел, вы узнаете:

  • что такое социальная ответственность и почему она важна для РR;
  • историю российской социальной ответственности;
  • о взаимодействии социальной ответственностью с репутацией и имиджем;
  • о различиях между социальной и юридической ответственностью;
  • как управлять социальной ответственностью;
  • что говорит «за» и что «против» социальной ответственности.

Что такое социальная ответственность


В России традиционно больше внимания уделяется вопро­сам социальной ответственности как помощи социально уязвленным слоям населения, другими словами, спонсорству и меценатству. Проблема состоит в том, что постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность предполагает собой не только благотворительность! Дело в том, что каждый бизнесмен негласно обязан вести социально ответственную деятельность, которая должна затрагивать все ключевые группы. Любое дело всегда причиняет какой-то вред какой-то из сторон. Так, например, строя крупны гипермаркеты, компании отнимают зачастую у население поля, леса, озера, карьеры и т.д. Они должны восполнить людям потери, построив, как вариант, рядом бесплатный развлекательный комплекс для детей (качели и карусели, к примеру» площадку для выгула собак, да мало ли чего еще Было бы же­лание, правда? Однако все это, к сожалению, в идеальной мо дели. В реальной жизни компании не стремятся таким образом привлечь сердца своих потенциальных клиентов и групп ключевых групп, теряя из виду социальную ответственность, а ведь это мощный инструмент РR.


Общепринятого определения социальной ответственности в международной практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по-своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания термина среди российских бизнесменов и не дает компаниям быть по-настоящему социально ответственными наша с вами задача - разобраться с терминами самим т помочь разобраться другим. Зачем? А вот подумайте: если компания социально ответственна, вызывает ли она положи тельные эмоции у общественности? Да. Повышается ли степень доверия к компании со стороны общественности? Да, а что предполагает собой термин PublicRelations? Если забыли, прочитайте внимательнее первую главу. Помните? Хорошо. Теперь вам должно быть понятно, почему, работая в сфере

связей с общественностью, важно продвигать и воплощать идею социальной ответственности.


Российская ассоциация менеджеров, известная своей «Социальной программой российского бизнеса», предлагает следующий перечень направлений социальной ответственности (бизнеса):


Развитие персонала.

Охрана здоровья и безопасность труда.

Социально-ответственная реструктуризация.

Природоохранная деятельность и ресурсоснабжение.

Развитие местного сообщества.

Добросовестная деловая практика.


Набор этих направлений предлагаю считать определением социальной ответственности компании.


Другими словами, компания должна заботиться не только о развитии своего персонала (переподготовка кадров и т.д.), не только охранять здоровье и следить за безопасностью труда сотрудников, но и думать о тех, с кем работает компания, кому в прямом смысле плохо от деятельности компании и что мож­но исправить. Компания должна знать, не ущемляет ли ее деятельность прав, свобод или моральных принципов кого-либо, уважительно ли сотрудники относятся к клиентам (не допускать отношения «продал и забыл»). Таким образом будет поддерживаться обратная связь, а это и есть основная задача РR.