Антикризисный РR, или как управляет кризисом РR-специалист


Прочитав этот раздел, вы узнаете:

  • что такое кризис и как его преодолеть;
  • об антикризисном планировании;
  • что такое антикризисный пиар и как им управлять.

Что же такое кризис?


Кризис - это сложная ситуация (набор или последователь­ность ситуаций), представляющая собой угрозу интересам и репутации компании.


Главной задачей управления кризисом со стороны специалиста по связям с общественностью является восстановление общественного доверия, либо сохранение его уровня.


Масштаб, характер и причины кризиса


Действия в условиях кризиса самые разные, в зависимости от характера и масштаба кризиса.


Масштаб кризиса


Масштаб кризиса может быть следующим:


1.Глобальный - значит международный, национальный, отраслевой (пример глобального кризиса - конфликтная ситуация для ЮКОСа в связи с арестом Ходорковского, так как были затронуты глобальные интересы и России в том числе, и ее отношений с другими странами).

2.Локальный (или региональный) - в него вовлечены смежные структуры (очень опасен для дальнейшего развития бизнеса).

3.Внутренний - кризис внутри организации.


Характер кризиса Возможный характер кризиса:


  • финансовый;
  • экономический;
  • юридический;
  • социальный;
  • культурный;
  • административный;
  • политический;
  • комплексный (набор характеров).


Причины кризиса


Можно выделить такие причины кризиса:


  • форс-мажорные обстоятельства;
  • злонамеренные действия изнутри компании (засланные конкурентами работники) или со стороны;
  • низкое качество продукта, ошибки при работе с техникой и просчеты в управлении.

Планирование кризиса


С кризисными ситуациями сталкивается так или иначе любая компания, фирма или другая организация, да причем и не один раз. Для того чтобы минимизировать потери и облегчить себе работу во время антикризисного управления! необходимо заранее планировать кризисы. В этом заключается умение профессионала провести анализ возможный рисков и составить стратегию ответных действий по работу с имиджем и репутацией в зависимости от природы возможного кризиса.


Этапы планирования кризиса


Выделяют 13 шагов планирования:


1. Создайте антикризисную группу (или участвуйте в ее создании) и выберите руководителя этой группы, в которую вы должны входить (если команда уже существует, сделайте так, чтобы вас в нее включили):

-     руководитель компании;

-     руководитель отдела по связям с общественность(вы, например);

-     пресс-секретарь;

-     модератор с навыками управления малыми группами (при необходимости);

-     представитель отдела исследований и сбора информации;

-     представитель юридического отдела (юрист);

-     психолог (возможно);

-     запасные участники группы.

2. Настаивайте на написании регламента действия антикризисной группы. В нем должны быть указаны обязанности участников группы:

-     в условиях начавшегося кризиса со СМИ разговаривает, допустим, пресс-секретарь, но только после первой встречи антикризисной группы;

-     для всех членов группы обязательно следование следующим принципам при общении с ключевыми
группами: открытость, дача правдивой информации, выражение искреннего сочувствия, сожаления,
эмоциональной вовлеченности в проблему;

-     определите время и дни недели собраний антикризисной группы.

3.По возможности выделите помещение для заседания антикризисной команды, которое желательно всегда держать свободным.

4.Оцените проблемные сферы, которые располагают к появлению в них кризисной (конфликтной, так как любой конфликт мы рассматриваем как кризис) ситуации.

5.Выделите существующие и потенциальные проблем В этих сферах.

6.Распишите под каждой выделенной проблемой шап которые предпринимаются и предпринимались для устранения.

7.Для каждой проблемы напишите список тех ключевых групп, которые она затрагивает в порядке убывания силы влияния проблемы на группу.

8.Распишите под каждой проблемой шаги, которые необходимо предпринять для ее минимизации или устранения, но которые еще не предпринимались.

9.Составьте список первоочередных СМИ, с которыми предполагается работать в условиях кризиса и которых следует информировать незамедлительно (воспользуйтесь медиа картой со всеми ключевыми ком тактами).

10. Заведите архивные папки (желательно для каждого т участников группы) с информацией о компании:

-     список членов антикризисной группы;

-     история создания компании;

 

-     руководители высшего звена и топ-менеджеры, список контактов;

-     список инвесторов, акционеров, партнеров с их контактными данными;

-     подборка ранее публикуемого материала о компании (статьи, интервью и т.п.);

-     подборка выпусков всех корпоративных изданий, вплоть до листовок;

-     все рекламные материалы компании;

-     история ранее случавшихся кризис-конфликтов компании;

-     стратегические планы (обновляемая подборка) ведущих отделов компании;

-     тексты выступлений представителей компаний на различных мероприятиях, а также стенограммы мероприятий;

-     список авторитетных и уважаемых экспертов по всем сферам, с которыми соприкасается деятельность компании, контактные данные;

-     подборка годовых отчетов компании.

На каждую проблему (блоки проблем можно разделить среди участников группы) составить стратегию миними­зации конфликта в ситуации данной проблемы. Каждая стратегия должна быть проанализирована и скорректи­рована при необходимости всеми членами антикризис­ной группы, желательно еженедельное обсуждение и корректировка стратегий.

12. Занимайтесь мониторингом СМИ, публикациями о компании; если упоминается компания или ее работники, анализируйте эти материалы (желательно проводить контент-анализ), выявляйте по результатам анализа риски и проблемные сферы:

-     мониторинг проводимых исследований;

-     мониторинг печатных СМИ;

-     мониторинг ТВ и радио;

13. Подготовьте всех участников группы к тому, что ВСЕ возможные риски предусмотреть невозможно, а значит невозможно предугадать и ВСЕ формы кризиса.