Что такое стратегическое планирование


Прочитав этот раздел, вы узнаете:

  • что такое стратегическое планирование;
    • почему исследования важны в стратегическом планировании РR-деятельности;
    • какие этапы исследований и анализа необходимо пройти, прежде чем заняться стратегическим планированием;
    • чем отличается стратегическое планирование от стратегического менеджмента;
    • какие существуют ограничения стратегического планирования;


PR-специалист должен знать хотя бы базовые методы исследований, так как это неотъемлемая часть его повседневной работы. РR-стратегию необходимо постоянно корректировать в связи с полученными в ходе исследований результатами, антикризисное планирование (о нем мы поговорим позже) также предполагает постоянный мониторинг событий и мнений людей. Исследования помогают специалисту лучше проде­монстрировать свою работу руководству.


Стратегическое планирование в РR - это принятие решений по программным целям и задачам, включая выявление ключевых групп, установление политики и правил выбора стратегии и определение самой стратегии.

При комплексном подходе РR-специалист использует большинство методов исследований, а это позволяет ему, в свою очередь, добиться более точных результатов. Это необходимо для дальнейшего анализа.


Чем точнее результаты исследований, тем точнее анализ и стратегия.


Для того чтобы приступить к стратегическому планированию, нужно совершить несколько действий, а именно:


1.Определить РR-проблемы.

2.Описать проблемы:

 

-     что является источником?

-     где кроется проблема?

-     когда проблема становится проблемой?

-     кто вовлечен в проблему?

-     как проблема затрагивает группы общественности и компанию?

-     почему эта проблема возникла и волнует общественность?

3.Провести комплекс неформальных и формальных «разведочных» исследований.

4.Провести ситуационный анализ с помощью нескольких аналитических методов (рис. 3.1).


Отличия стратегического планирования от стратегического менеджмента


После прохождения этих четырех этапов можно приступать к стратегическому менеджменту и планированию. Здесь, я думаю, стоит разъяснить различия этих понятий: стратегическое планирование - аналитический процесс и управление планами, а стратегический менеджмент - организационный процесс и управление результатами. Планирование отвечает на вопрос «что делать?», менеджмент - на вопросы «как?» и «кто будет делать?».


Планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения.


Различают три этапа планирования:


  • долгосрочное - от 2 до 5 лет;
  • текущее - сроком на один год;
  • оперативное - на срок менее одного года.