Опросы


Опросы - это наиболее распространенный метод исследования в РR-практике, поэтому остановимся на нем подробнее. Опросы различаются:

  • по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  • по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  • по количеству тем, входящих в опрос, - одна или не сколько (омнибус);

по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).


Вопросы подразделяются следующим образом:


  • да/нет- вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

  • Существует два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закрытый вопрос включает в себя разные исчерпывающие варианты ответов, а задача опрашиваемого - выбрать один или несколько из предложенных.


Открытый вопрос - это возможность интервьюируемого ответить своими словами. Такие вопросы очень разнообраз­ны по своей форме. Но для закрытых вопросов характерны более удобные сбор и систематизация данных. Вам легче их внести в таблицу результатов и интерпретировать.

Рассмотрим опросы путем анкетирования.


Анкету нужно составить так, чтобы вопрос не наталкивал на определенный ответ. У отвечающего должен быть реальный выбор.


Вот некоторые правила анкетирования:


Варианты ответов должны быть исчерпывающими и легкими для анализа.


  • Прежде чем начать опрос, необходимо проверить анкету на небольшом числе лиц и внести нужные корректировки.

  • Нельзя менять и корректировать полученные от респондентов ответы.

  • Интерпретированные результаты анкетирования принято представлять в форме диаграмм, графиков и/или схем.

  • Если целью опроса было проверить гипотезу, то в выводах необходимо обозначить, подтвердилась она или нет, что на это указывает.

  • Помимо графиков, диаграмм и схем необходим развернутый отчет о полученных результатах и проведенной работе.

Три главных метода опроса:


  • личное интервью (face-of-face). Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту
    в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации;
  • телефонный опрос. Один из самых оперативных и не­ дорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам. Но есть риск очень недоброжелательного отношения со стороны респондентов, особенно если опрос проводится по случайно выбранным телефонным номерам;

почтовый опрос. Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Для такого опроса не нужен большой штат интервьюеров, но требуется профессиональный подход к созданию выборки.