Медиаисследования
Такие исследования бывают двух видов:
1.Исследования популярности медиа (рейтинги, и прочие медиа-данные).
2.Исследования рекламы в медиа (мониторинг и анализ рекламы).
Классификация медиа-исследований:
1. По периодичности:
- разовые;
- волновые (проводятся периодически или «волнами», обычно с равными промежутками времени между собой, периодичность - обычно не чаще раза в квартал);
- непрерывные (проводятся постоянно в течение длительного промежутка времени, нескольких лет, например).
2. По способу получения данных:
- опросные (опрашивают респондента);
- аппаратные (человек полностью исключен из процесса опроса: респондент взаимодействует с прибором, который снимает данные о его поведении).
Опросные методы дешевле, но имеют один недостаток -человеческий фактор, а человеку свойственно ошибаться, быть подверженным смене настроений и т.д. Все это может повлиять на качество получаемых исходных данных.
Проводя исследование, нужно помнить об одном очень важном факторе - репрезентативности. Нам нужна выборка (набор респондентов), в которой все группы населения представлены пропорционально в своей общей совокупности (генеральной совокупности, как выражаются социологи). Это позволит нам охватить более широкий спектр мнений. Представим себе, что нам нужно узнать вкус огурца: если мы отрежем его «попку», она может оказаться горькой, но остальная часть огурца - вполне нормальной. И если мы сделаем вывод на основе нашего эксперимента, то так и не узнаем, что огурец был вовсе не горький. Для того чтобы оценить вкус огурца, нам необходимо отрезать от него кусочек по всей длине овоща и попробовать его. Только тогда мы можем сделать близкий к истине вывод. Так и с выбором респондентов при опросах. Подробнее об исследованиях мы поговорим в следующем разделе.