Психология цвета


В условиях хорошей подготовки как рекламных, так и РR-материалов текст дорабатывается дизайнерами, и в итоге получается общий результат: текст + иллюстрации. Иллюстрации обычно делают цветными, но вот редко кто задумывается над психологией влияния цвета. Мы читали об этом в разных журналах, кто-то даже в специальной литературе, но, когда доходит до дела, все забывают о том, что цвет оказывает глубокое воздействие на человека. Думаю, что именно вам придется вспоминать об этом при подготовке материалов и напоминать другим.

Макс Люшер открыл закономерности восприятия цвета еще в середине прошлого века: в зависимости от своего эмоционального состояния человек воспринимает цвета поразному. Но есть и закономерности:


1.Красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивают его объем, как бы делают предмет «горячим».

2.Голубой, синий, фиолетовый, черный визуально отдаляют предмет, уменьшают и «охлаждают» его.


Цвет не только вызывает реакцию, но и формирует эмоции Восприятие каждого цвета в отдельности:


  • красный - настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок. Этот цвет, как никакой другой, способен привлечь к себе внимание; часто применяется в рекламе. Но чрезмерное увлечение этим цветом может вызвать агрессивность;
  • оранжевый - помогает вызвать прилив жизненных сил дает заряд оптимизма. Древние считали его цветов здоровья и творчества. Оранжевый цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, услуг в области здравоохранения и образования Этот цвет, несмотря на то что прибавляет активности дает ощущение внутреннего равновесия и гармонии;
  • желтый - настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает почувствовать уравновешенность, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом. Так, например, рекламу товаров из серии высоких технологий лучше всего оформить в желтом. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристи­ческих фирм (ярко желтый, сочный и солнечный цвет), а также в работе рекламных и РR-агентств (приглушен­ный, спокойный и легкий желтый);
  • зеленый - нейтральный цвет, все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное и расслабляющее действие. Поэтому он эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, аптек, медицинских центров, ветеринарных клиник, охраны окружающей среды;
  • розовый - усиливает чувства, делает человека более внимательным, ласковым. Хорошо помогает в рекламе парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей, рекламе брачных агентств и семейных центров;
  • голубой - цвет дружеской привязанности, родства душ, цвет мира и всеобщей гармонии. Помогает сформировать ожидание благоприятного исхода, дает надежду, возвышает над суетой;

синий - помогает сконцентрироваться на самом необхо­димом, не отвлекаться на детали. Синий, как и красный, всегда привлекает внимание, но этот цвет холоднее красного, поэтому при чрезмерном его употреблении, особенно темных оттенков, способен вызвать удручен­ное состояние;

  • фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. В ряде стран фиолетовый - цвет печали. Он способствует внутреннему углублению, помогает абстрагироваться от всего ненужного, сконцентрироваться на главной проблеме. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Часто фиолетовый является цветом предпочтения
    творческих натур;
  • черный - помогает от всего отгородиться, замкнуться и стимулирует «копание в себе». Способен настроить на меланхолию и уныние. Черное приносит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Часто используется в рекламе ритуальных услуг;
  • белый - это цвет открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще он хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. В рекламе используется очень часто в качестве фона: концентрирует внимание на образе товара. Необходим для работы РRспециалиста.

  • Некоторые национальные особенности восприятия цвета:

  • в Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, зеленый - с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации;
  • в Австрии наиболее популярным является зеленый цвет:
  • в Болгарии - темно-зеленый и коричневый;
  • в Пакистане - изумрудно-зеленый;
  • в Голландии - оранжевый и голубой;
  • в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и открытости, с подлостью и лживостью;
  • в России любимым цветом является красный.