Маркетинг и РR


Теперь мы подходим к двум, на мой взгляд, самым сложным понятиям маркетинг и связи с общественностью. Кто-то включает РR в структуру маркетинга, кто-то разделяет их. Я отношусь ко вторым и считаю, что, включая отдел РR, на­пример, в структуру отдела маркетинга в

качестве «подотде­ла», руководство компании совершает ошибку. Эти отделы должны сотрудничать, здесь не может быть иерархии подчи­нения, так как неизбежно возникает непонимание из-за отли­чия целей работы отделов. Об этом стоит задуматься многим компаниям.

Приведу пример: департамент маркетинга компании N включает в свою структуру отдел по связям с общественнос­тью. Предстоит выработать общую стратегию поведения и при­нять какое-то важное решение. Целью маркетинга будет по­лучение некоторой выгоды (материальной), а целью пиара -поддержание доверия. Если по определенной причине страте­гические шаги маркетинга и пиара не совпадут, выбор будет сделан в пользу маркетинга. Чем это грозит компании? Тем, что она может потерять доверие со стороны какой-либо клю­чевой группы, а тогда и долговременная стратегия маркетинга не сможет осуществиться, потому что придется заново искать клиентов или привлекать потерянных, а для этого потребуется переосмысление общей стратегии. Задачей же параллельно работающего отдела по связям с общественностью было бы осуществление своей стратегии. Та­кой отдел не вынужден подчиняться целям маркетингового  отдела, ведь у них разные функции, разные задачи, а значит, он может свободно укреплять и завоевывать доверие обществен­ности для своей компании. А в идеале - именно он должен корректировать работу маркетингового отдела, опираясь на мораль социальной ответственности (об этом я расскажу в со­ответствующей главе).

Существует предубеждение, что быть социально ответ­ственной компанией - это создавать себе проблемы и убыт­ки. Практика же доказывает совсем обратное: чем более со­циально ответственна компания, тем она успешнее.


Чтобы окончательно разделить понятия маркетинга и РК, уточню их определения.

Маркетинг - это процесс создания товара, планирование и образование цены, продвижение и размещение товара при стимулировании его покупки, при которой покупатель и про­давец получают некоторую выгоду.


РК это управление совокупностью коммуникативных процессов компании в отношениях с общественностью с це­лью достижения взаимопонимания и доверия.


Различны ли эти виды деятельности? Очевидно, да. Одна­ко общих направлений сотрудничества очень много, что по­зволяет эффективно проводить маркетинг и РR параллельно.