Краткая история РR


Происхождение связей с общественностью не должно вызы­вать вопросов и споров при правильном его понимании и раз­делении разных понятий между собой.

Конечно, значение термина РR менялось со временем. Сегодня в наш лексикон вошло понятие «интегрированных  коммуникаций» в качестве нового толкования связей с об­щественностью.

Многие термины похожи по значению, но все-таки различны, и об этом не стоит забывать. Так, напри­мер, паблисити - это бесплатная реклама, но это не означа­ет, что эти понятия равнозначны.


Итак, об истории РR. Я отношусь к числу людей, кото­рые считают, что РR существовал всегда. Мне нравится так думать. Я представляю наших далеких предков, воюющих за место по солнцем и неосознанно пользующихся некоторы­ми приемами современной науки о связях с общественнос­тью. Уже то, что вождь был авторитетом для своего племе­ни, говорит о существовании определенного доверия к нему. То же касается жрецов. Стоило одному из них поте­рять доверие племени, как он сам оказывался на жертвен­ном одре.


Придерживаясь такой точки зрения, трудно говорить об истории РR, так как всю историю человечества невозможно охватить. А ведь на протяжении всего существования людей на земле возникала необходимость убедить кого-нибудь в чем-нибудь, завоевать доверие.

Принято считать, что РR зародился в США, так как он именно там впервые был признан наукой. Тогда целесообраз­но будет рассказать об истории зарождения РR в США.

Начальным этапом называют период 1600-1799 гг. Разви­ваются средства связи, ускоряется распространение инфор­мации.


1800-1899 гг. - появление гласности.

1900-1939 гг. - специалисты по рекламе и пропаганде открыто и официально представляют свои организации. По­являются muckrackers - «разгребатели грязи» (журналисты, которые расследовали скандалы, связанные с коррупцией в правительстве).

1940-1979 гг. - в период Второй Мировой войны РR ста­новится частью управления. Развиваются движения за права потребителей.

С 1980 г. началась эпоха глобальных коммуникаций в ре­зультате научно-технической революции.


Однако я прошу вас учесть, что и в эпоху Петра I, когда в России бурно развивалось печатное дело, связи с обществен­ностью, особенно государственный РR, развивались, ничуть не отставая от США. Да, что там! Представьте себе, что археоло­гами были найдены письменные материалы на территории Ирака, датированные 1800 г. до нашей эры (ого-го, как давно, не правда ли?), в которых содержались подробные рекоменда­ции для посадки семян, сбора урожая, борьбы с грызунами. Такие информационные материалы сегодня рассылаются мно­гими фирмами, ориентированными на сельское хозяйство.

 

Вспомним об Англии. Должность лорда-канцлера была пре­дусмотрена именно для осуществления информационной под­держки «от третьего лица» и решения проблем, возникающих между королем и народом.


История РR не может начинаться только в США или лю­бой другой стране. Везде, где развивались навыки общения, есть зачатки современной науки связей с общественностью.

Интересно было бы собрать подобные примеры воедино и выпустить нечто вроде альманаха.

В любом случае история РR - это целая наука и, к сожале­нию, в одной главе об этом не рассказать.