Анализ цепочки создания (начисления) ценности


Компании взаимодействуют с поставщиками материалов (комплектующих) и с продавцами своей продукции. Степень вертикальной интеграции участников отрасли (направление и сила их

взаимодействия) сильно влияет на определение области конкуренции. Анализируются все возможные каналы доступа товара к потребителю, это позволяет обнаружить новые рыночные возможности, прогнозировать спрос. Желательно выявить и проанализировать разные цепочки создания ценности, возможности их трансформации.


Анализ факторов конкуренции (модель конкурентных сил).


Как известно, Майкл Портер предложил оценивать 5 факторов, определяющих характер конкуренции в отрасли:


1) активная (прямая) конкуренция между участниками отрасли;

2) угроза появления новых конкурентов;

3) угроза появления товаров-заменителей;

4) рыночная власть поставщиков;

5) рыночная власть покупателей.


Из этого анализа становится понятным, что должны делать участники рынка, чтобы изменить баланс рыночного влияния и улучшить собственное конкурентное положение. Высокая интенсивность конкуренции более вероятна, если имеются следующие условия:


1) низкая дифференциация рыночных предложений;

2) низкие темны развития отрасли;

3) высокие постоянные расходы, которые необходимо возмещать;

4) высокие затраты на переход от одного поставщика к другому; низкие затраты покупателя на переход от поставщика к другому;

5) слабые препятствия на пути проникновения на рынок и сложные барьеры на пути ухода с рынка.


Анализ SPACE.


Это анализ стратегической позиции и оценки действий организации. Он позволяет рассмотреть сильные стороны отрасли, связав их с конкурентным преимуществом и финансовой мощью компании.


Оценка компании и отрасли по каждому из параметров позволяет составить конкурентный профиль.