Критерии определении рынка


Критерии определении рынка: географические границы рынка (или иной критерий классификации потребителей), емкость и свойства рынка, товарные категории (конкурирующие за потребности покупателей данного рынка). Продолжим наш пример. Если компания по

производству стиральных и посудомоечных машин захочет расширить номенклатуру выпускаемой продукции (изменить границы своего рынка), то она может обратиться к иным функциям кухонного оборудования. К примеру, это будет разогрев и заморозка продовольственных товаров (микроволновые печи, кухонные плиты и холодильники).


Структура рынка зависит от целей стратегического анализа, факторов, обусловливающих (усложняющих) структуру рынка и тенденций его развития.


Если одна и та же потребность удовлетворяется разными товарами, границы рынка должны охватывать все альтернативные товары и марки. Эти границы должны иметь стратегическое значение, позволяя компании как извлекать выгоду из существующих и потенциальных возможностей, так и избегать вероятных угроз. И всегда надо учитывать, что непременно появятся новые технологии и новые конкуренты, меняющие структуру рынка. Так, мы можем стремиться к завоеванию определенной доли существующего рынка, но текущая рыночная ситуация может не отражать стратегические перспективы рынка. В результате в будущем мы не получим то, к чему стремились.


К факторам, усложняющим структуру рынка, относятся:


а) различия в способах    использования    товара    потребителями    (компьютер    может использоваться и для работы, и для развлечении);


б) различия в технологиях, удовлетворяющих одну и ту же потребность (доставить товар потребителю можно самолетом, поездом и автомашиной);


в) наличие различных сегментов потребителей (рынок автомобилей делится на два крупных сегмента — физические лица и организации, далее можно выделить сегменты потребителей, отдающих предпочтение семейным автомобилям, автомобилям для работы, спортивным автомобилям и внедорожникам).