Десять советов по улучшению стиля письма


►    Как организовать свои мысли


►    Как понять своего читателя

►    Как избежать длинных, запутанных текстов


►    Как приучить себя переписывать написанное


Можно нанять ПР-фирму, специалиста-пиарщика или бывшего журналиста, и они напишут пресс-релиз за вас - но, конечно же, вы можете сделать это и сами.


Если вы - прирожденный писатель, с пресс-релизами вы справитесь без труда. Если нет, практикуйтесь и вы добьетесь результатов. Эта глава напомнит вам о десяти правилах хорошего стиля письма. Примените эти прави­ла, и ваша проза станет яснее и понятнее.


Будьте организованными!


Недостаточная организованность - главная причина появления на свет трудных для чтения текстов. Если чи­татель считает, что содержимое для него важно, он проштудирует документ, даже если он будет навевать скуку или состоять из длинных предложений и высокопарных слов. Но если он плохо структурирован, - даже не надей­тесь. Никто не станет разбираться, что в нем написано.


Плохая организация - следствие плохого планирова­ния. Прежде чем начать писать, набросайте короткий план. Кратко изложите содержание и структуру пресс-релиза или набора рекомендаций. Никаких особых тре­бований нет. Простого списка или наброска вполне достаточно. Выберите самую удобную для вас форму.


К тому времени, когда вы закончите писать, содержи­мое окончательной версии может отличаться от первона­чально плана. В этом нет ничего страшного. План - лишь средство, помогающее структурировать текст, а не истина в последней инстанции. Если у вас возникнет же­лание внести в него изменения в процессе, делайте, это не задумываясь!


План помогает вам разделить будущий текст на мень­шие части, с которыми легче работать. Организация этих частей зависит от типа документа, который вы пишете. Если тип документа не накладывает жестких ограниче­ний на его формат, выбирайте структуру, подходящую для данного материала.


Среди самых распространенных форматов можно вы­делить следующие.


    По порядку размещения. Статью о планетах Солнеч­ной системы можно начать с Меркурия (самой близ­кой к Солнцу планеты) и закончить Плутоном (самой дальней от Солнца планетой).


    От простого к сложному. Руководства по использова­нию компьютерной техники начинаются с объясне­ния простых вещей и, по мере освоения пользователем базовых принципов, переходят к более сложным операциям.


    В алфавитном порядке. Вполне подходящая структура для брошюры о, скажем, витаминах (А, ВЗ, В12, C, D, Е и т.д.) или для справочника сотрудников ком­пании.


    Проблема и решение. Еще один формат, уместный для описания проблемных ситуаций и их успешного решения и для разного рода отчетов. Обычно начи­нается с "Проблема заключалась в том, что..." и за­канчивается "Так мы ее решили".


    Перевернутая пирамида. Газетный стиль изложения новостей - в первом абзаце излагается суть повест­вования, а в последующих подаются факты, по мере убывания их значимости. Этот формат можно ис­пользовать для журнальных статей, писем, доклад­ных записок и отчетов.


    От общего к частному. Можно начать с обобщения, а затем усилить его конкретными фактами. Ученые используют этот формат в докладах о проведенных исследованиях. Такие доклады начинаются с изло­жения ключевых результатов, за которыми следуют подтверждающие их доказательства.


    От частного к общему. Еще один подход - начинают с конкретных примеров, а затем подводят читателя к выводам об общих принципах или общей идее. От­лично подойдет для статьи для отраслевого журнала.


    Список. Глава, которую вы сейчас читаете, представ­ляет собой список, потому что в ней перечислены, по списку, проблемы, с которыми чаще всего встре­чаются при написании документов и статей. Заголо­вок технической статьи-списка может звучать как "Шесть советов по разработке систем мокрой очист­ки отработанных газов" или "Семь способов сокра­тить заводские расходы на электричество".