Знайте, кто, о чем пишет


Знайте, кто, о чем пишет. Кто пишет о вопросах охра­ны здоровья в USA Today? Кто пишет о рекламе в New York Time? Вы удивитесь, обнаружив, как часто об этом говорят клиенты. Как минимум, узнайте, кто освещает вашу отрасль в крупных СМИ (на национальных телека­налах, в

газетах, в сетевых изданиях), а также в отрасле­вых изданиях.


Знайте о своей отрасли все


Нужно хорошо разбираться в отрасли, с которой вы собираетесь работать. В каждой есть отраслевые издания. Подпишитесь на них, чтобы знать отрасль изнутри, идет ли речь о еде быстрого приготовления или сельском хо­зяйстве. В отрасли связей с общественностью также есть целый ряд чрезвычайно полезных изданий.


Станьте членом отраслевой ассоциации. Посещайте ее ежегодные конференции и как минимум два-три раза в год - заседания ее регионального отделения. Общайтесь с другими членами ассоциации. Узнайте, что их волнует, как они позиционируют себя, какие маркетинговые ме­тоды наиболее эффективны. Атмосфера многих подобных заседаний весьма к этому располагает, среди своих люди готовы говорить свободно.


Научитесь слушать


Овладеть умением слушать очень непросто, но в ПР-деятельности, как и в любой другой, оно сослужит вам неоценимую службу. Успех многих направлений деловой деятельности зависит от того, насколько хорошо вы умеете слушать. Исследования показывают, что на обще­ние люди тратят около 80% своего времени во время бодрствования и не меньше 45% этого времени слушают.


Хотя умение слушать критически важно для всех нас, его изучают куда меньше трех других элементов комму­никации: умения читать, писать и говорить. Неумение слушать - причина многих неурядиц, возникающих при нашем общении с другими людьми.


Большинство людей слушать не умеют. Много лет на­зад в Sperry, компании, занятой разработками новых тех­нологий и положившей умение слушать в основу своего развития, обнаружили, что 85% опрошенных людей оце­нили свое умение слушать как плохое или ниже среднего. Только 5% оценили свое умение слушать других на хоро­шо или отлично. (С тех пор Sperry слилась с Burroughs, еще одной компьютерной компанией, создав UniSys.)


Хорошая новость в том, что улучшить свое умение слушать можно, поняв этапы этого процесса и следуя нескольким простым принципам.


Вы можете получить неплохое представление о своем умении слушать, оценив себя в качестве слушателя во время своего общения с людьми, играющими определен­ную роль в вашей жизни: со своим руководителем, кол­легами, подчиненными, лучшими друзьями, супругом или супругой. Спросите их, как они оценивают ваше умение слушать. Часто ли вы неправильно понимаете задания или лишь смутно помните, что именно вам ска­зали? Если да, то вам, скорее всего, нужно поработать над своим умением слушать.


Само слушание - лишь первый этап процесса. На этом этапе вы просто сосредотачиваетесь на том, чтобы пра­вильно услышать все то, что вам говорят. Если ваш руко­водитель говорит: "Мне нужен отчет о продажах за по­следний месяц", - и вы можете дословно повторить ска­занное, значит, вы все услышали.
Второй этап - интерпретация. Неспособность интер­претировать слова собеседника часто ведет к неправиль­ному пониманию. Иногда люди неправильно интерпре­тируют услышанное в силу своего предыдущего опыта, знаний, словарной запаса, культуры, происхождения и настроений.
Умеющий хорошо говорить использует тон голоса, выражение лица и мимику, чтобы лучше донести смысл своего сообщения до слушателя. Например, если ваш ру­ководитель говорит громко, хмурится и активно жестику­лирует, вы знаете, что он, скорее всего, чем-то недоволен или рассержен.


Во время третьего этапа, оценки, вы принимаете ре­шение о том, что делать с информацией, которую вы по­лучили. Например, во время презентации торгового представителя у вас есть выбор из двух вариантов - вы решаете, верить ему или не верить. Заключаемые вами в процессе оценки суждения становятся важной состав­ляющей процесса слушания.


Последний этап - отреагировать на услышанное. Это могут быть действия или слова, которые дадут гово­рящему понять, что вы поняли то, что он хотел сказать, и как вы на это отреагировали. Когда вы говорите торго­вому представителю, что хотите разместить заказ, вы тем самым показываете, что услышали то, что он хотел ска­зать, и поверили ему.