Как действовать в условиях кризиса


►    Как понять, что вы находитесь в действительно кризисной ситуации


►    Правила кризисного менеджмента

►    Как превратить угрозу в новые возможности


►    Упреждающие действия - разработка плана действий в кризисной ситуации


►    "Дерни за кольцо, выдави стекло" - что делать, если кризис уже имеет место


Согласно американскому Агентству по охране окру­жающей среды (ЕРА), в период с 1987 по 1996 год в США произошло более чем 600 тысяч случаев непредна­меренной утечки токсических веществ, которые привели к гибели 2565 людей, количество пострадавших составило 22 949 человек. В 1984 году мир потрясла, пожалуй, самая большая авария на промышленном объекте за всю исто­рию. В результате взрыва на химическом заводе в индий­ском городе Бхопал и последующего выброса токсичного газа погибло больше 6000 человек. Следствие обнаружило 65 просчетов в управлении предприятием, 12 ошибок, допущенных операторами промышленного оборудования, 21 сбой в работе систем и 28 нарушений существующего законодательства.


Эти внушающие ужас происшествия имеют далеко идущие последствия - как для пострадавших, так и для замешанных в них компаний. Но кризисы бывают раз­ные. Даже пролитая чашка горячего кофе может превра­титься в кризис и многомиллионные судебные иски - как это однажды имело место в случае с MC Donald's.


Я даю следующее определение кризиса: событие, слу­хи или история, потенциально способные нанести ущерб вашей репутации, имиджу или подорвать к вам доверие. Примеров множество - от повреждения упаковки с пре­ступными целями (помните Tylenol?) и загрязнения ок­ружающей среды до обвинений в дискриминации и су­дебных исков (свежим примером служит Microsoft). Бир­жа однажды отреагировала на неподтвержденные слухи о том, что председатель Федерального резерва США Алан Гринспен погиб в автомобильной катастрофе.


Многие представители малого бизнеса считают, что "кризисный пиар" - удел крупных компаний. Но кризис может обрушиться на любую организацию в любое вре­мя. Если вы думаете, что ваш малый бизнес, находящий­ся вне поля зрения широкой общественности, неуязвим, вы ошибаетесь. Небольшие компании, часто зависящие от одного-двух крупных клиентов, могут потерять бизнес в мгновение ока. По этой причине я ратую за планиро­вание и подготовку ко всем возможным кризисным си­туациям, с которыми вы можете столкнуться.


Чем лучше вы подготовлены, тем выше шансы на то, что вы с честью выйдете из кризиса - какими бы ни бы­ли шансы на то, что он случится, - если он-таки про­изойдет. Если вы скептически относитесь к необходимо­сти кризисного планирования, учитывайте следующий факт: в жизни многих компаний часто бывает лишь один кризис, - на котором их деятельность заканчивается. Я написал эту главу для того, чтобы ничего подобного не случилось с вами.