Управление партнерскими отношениями
Когда речь идет о создании потребительской ценности и формировании прочных отношений с клиентами, современные специалисты по маркетингу отдают себе отчет в том, что они не в состоянии осуществить это самостоятельно. Для этого они должны работать в тесном
Партнеры внутри компании
Традиционно сложилось так, что именно маркетологи должны выявлять нужды и потребности клиентов своей компании и знакомить с ними сотрудников других подразделений компании. Устаревшие представления о маркетинге сводились к тому, что им должны заниматься только маркетологи, сотрудники службы поддержки покупателей. Однако в современном мире, отдельные части которого более тесно связаны между собой, маркетингом не могут эффективно заниматься лишь те, чьей непосредственной обязанностью является общение с клиентами. С ними может взаимодействовать (особенно электронным способом) каждое функциональное подразделение компании. Эти новые представления о маркетинге заключаются в том, что каждый работник компании должен понимать, что он работает не на свою компанию, а на ее покупателей. Дэвид Паккард (David Packard), ныне покойный, один из основателей компании Hewlett-Packard, мудро заметил: "Маркетинг — слишком важное дело, чтобы его можно было вверить заботам одного лишь маркетингового отдела".
В наши дни, вместо того чтобы предоставлять каждое подразделение компании самому себе, фирмы пытаются как можно теснее связать между собой все свои подразделения, ставя перед ними единую задачу — создание потребительской ценности. Вместо того чтобы поручать задачу взаимодействия с клиентами компании только специалистам по маркетингу и сбыту, компании формируют меж функциональные бригады обслуживания клиентов. Например, компания P&G создает для каждого из своих основных клиентов (компаний розничной торговли) особую "бригаду развития клиента". Эти бригады — состоящие из специалистов по маркетингу и сбыту, технологов, рыночных и финансовых аналитиков, а также специалистов другого профиля — координируют действия многих подразделений P&G, помогая соответствующей компании розничной торговли добиваться больших успехов.