ТРИ ЭТАПА СОЗДАНИЯ ВИДЕО
Три этапа создания видео включают:
Пре-продакшн. На данном этапе проводится исследование, продумывается сюжетная линия
Производство фильма. Непосредственно процесс видеосъемки.
Пост-продакшн. Под этим термином понимается все, что происходит после съемки: это и оффлайн монтаж (черновой монтаж на более дешевом оборудовании), и следующий этап — чистовой монтаж (внесение окончательных правок при помощи высококачественного оборудования), добавление графики, звука, голосов за кадром, титров, названия и т. п.
РАСХОДЫ
Вам должны сообщить о стоимости проекта исходя из предоставленного вами брифа. Убедитесь, что вам понятно содержание всех статей расходов, которые включены в счет. Возможно, вам придется нести дополнительные расходы, значительно превышающие выделенные вами средства на съемку и монтаж, чтобы оплатить следующее:
Музыка. Если вы хотите, чтобы в вашем ролике звучала какая-нибудь музыка, обратитесь к композитору, чтобы он сочинил для вас мелодию (что дорого), или заплатите владельцу авторского права и приобретите разрешение на использование чужой музыки (что тоже дорого). Есть еще один вариант: используйте мелодии, которые никому не принадлежат. Такая музыка довольно незамысловата и уже многим набила оскомину, но зато она недорогая. Компания, которая снимает для вас ролик, может проконсультировать вас по вопросам авторского права, оплаты и т. п. (Никогда не используйте музыку без соответствующего разрешения: если вас поймают, то придется заплатить огромный штраф, а на видео — поставить крест.)
Оформление. Стоимость дизайна обложки видеокассет, возможно, не будет включена в предлагаемые вам расценки, поэтому вам нужно будет предусмотреть затраты на дизайн, распечатку и оформление. И не забудьте про ярлыки, которые наклеиваются на обложку, и про краткое содержание видеоролика. Для них тоже нужно продумать дизайн и распечатать.
Знаменитость. Цена, которую вам сообщат, обычно включает затраты на озвучивание. Но если вы хотите, чтобы в вашем ролике звучал голос знаменитости, придется нести дополнительные расходы. Далее вы прочитаете некоторые советы по данному вопросу.
Субтитры и сурдоперевод. Возможно, вы хотите, чтобы ваше видео было доступно для понимания широкой аудитории. В этом случае можете добавить субтитры и/или сурдоперевод (для глухих), что особенно важно, если вы рекламируете слуховые аппараты. При этом вам придется нести дополнительные расходы, а время на создание ролика увеличится.
Тиражирование. Вы, конечно, пожелаете иметь более одного экземпляра видеоролика, и каждая копия обойдется вам в сумму от 1 до 10. Работу по копированию может выполнить компания, которая сняла для вас ролик, но вполне вероятно, что вы найдете более дешевый вариант, обзвонив другие фирмы.
Сопроводительные материалы Возможно, вы захотите выпустить что-нибудь в дополнение к вашему ролику, например сопроводительное письмо и бланк для заказа, или дорогой каталог, или брошюру. Включите стоимость их изготовления в ваш бюджет.
Непредвиденные обстоятельства. Что будет, если самые ценные для вас интервьюируемые заболеют или в день важной съемки на улице внезапно начнется дождь? Вам придется создать резерв в размере 10% от обшей выделенной вами суммы на случай непредвиденных обстоятельств.
Почтовые расходы. Если вы включаете видеокассету в почтовую рассылку (см. главу 16), не забудьте о возможных почтовых расходах, о стоимости упаковки и прочих сопутствующих затратах.
Вы должны иметь представление о возможных вышеперечисленных статьях расходов, чтобы выделить достаточную сумму и не остаться без денег в случае необходимости нести дополнительные расходы.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Советую вам получить согласие тех, кто будет фигурировать в вашем видео.
Бывает, что люди после появления ролика на экране приходят к вам и заявляют, что не подозревали о ваших намерениях использовать видео или что их обманули. Поэтому пусть участники видеосъемки заполнят бланк, в котором говорится об их согласии и указывается, для каких целей будет использоваться отснятый материал. Тогда вы будете застрахованы от претензий в будущем.