СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА


При данном методе отбора все респонденты имеют одинаковые шансы попасть в выборку. Сначала вы определяете так называемую основу выбор­ки, то есть составляете список всех тех, кого собираетесь опросить. Это могут быть:


все, кто когда-то приобретал вашу продукцию;


взрослое население города N;


все, кто пользуется шампунем против перхоти.


После этого вы должны произвести случайную выборку из списка, осуще­ствляемую двумя способами:


1. Простая случайная выборка. Присвойте каждому имени в вашем списке порядковый номер, и пусть компьютер произведет выборку чисел, соответствующих номерам респондентов, случайным образом.


2. Систематическая выборка. Присвойте каждому указанному в списке имени номер, выберите первого респондента случайным образом, а затем последовательно включайте в выборку каждого пятого или, к примеру, десятого.


ИНТУИТИВНАЯ ВЫБОРКА


Основана на том, что при выборе респондентов используется интуитив­ный подход. Метод эффективен в том случае, когда вы имеете дело с вопро­сами, относящимися к компетенции экспертов. Результатом интуитивной выборки может быть опрос некоторого количества наиболее ценных для вас респондентов, например: двенадцати строителей, работающих в вашем районе, девяти местных архитекторов и трех подрядчиков. С помощью выбран­ных вами дни вы получите нужную информацию о новой системе управле­ния проектом строительства, которую собираетесь внедрять.