СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА
При данном методе отбора все респонденты имеют одинаковые шансы попасть в выборку. Сначала вы определяете так называемую основу выборки, то есть составляете список всех тех, кого собираетесь опросить. Это могут быть:
все, кто когда-то приобретал вашу продукцию;
взрослое население города N;
все, кто пользуется шампунем против перхоти.
После этого вы должны произвести случайную выборку из списка, осуществляемую двумя способами:
1. Простая случайная выборка. Присвойте каждому имени в вашем списке порядковый номер, и пусть компьютер произведет выборку чисел, соответствующих номерам респондентов, случайным образом.
2. Систематическая выборка. Присвойте каждому указанному в списке имени номер, выберите первого респондента случайным образом, а затем последовательно включайте в выборку каждого пятого или, к примеру, десятого.
ИНТУИТИВНАЯ ВЫБОРКА
Основана на том, что при выборе респондентов используется интуитивный подход. Метод эффективен в том случае, когда вы имеете дело с вопросами, относящимися к компетенции экспертов. Результатом интуитивной выборки может быть опрос некоторого количества наиболее ценных для вас респондентов, например: двенадцати строителей, работающих в вашем районе, девяти местных архитекторов и трех подрядчиков. С помощью выбранных вами дни вы получите нужную информацию о новой системе управления проектом строительства, которую собираетесь внедрять.