ВЫБОРКА
В начале исследовательского процесса вы определяете, что хотите узнать (гипотеза) и как вы планируете это выяснить (методология). Следующий шаг — принятие решения о том, кого вы будете опрашивать. Как правило, ни одно исследование, кроме переписей населения,
Если вы занимаетесь бизнесом, связанным с заказами по почте, и хотите узнать, как покупатели оценивают вашу заботу о них, то вы можете провести опрос всей вашей клиентуры. В этом случае вы точно знаете, кто ваши клиенты и как с ними связаться. По представьте другую ситуацию: вы собираетесь открыть сеть кафе быстрого питания, где будете предлагать блюда индийской кухни. Это будет нечто вроде киосков с гамбургерами, но только с индийскими закусками. Понятное дело, что невозможно опросить всех в стране любителей пиши «на скорую руку» и узнать, захотят ли они посещать подобные кафе и если да, то в какое время и как часто. Это именно тот случай, когда вам придется сделать выборку. Исследуя только часть респондентов, а не всю совокупность, вы упрощаете задачу.
Чтобы произвести выборку, определите, какая категория населения вас интересует. Над этим придется серьезно подумать. Если взять за основу вышеприведенный пример, то вам потребуется решить: Кого должна представлять выборка:
— всех любителей перекусить «на скорую руку»?
— любителей индийской кухни?
— только тех, кто любит индийскую кухню и не в восторге от еды типа гамбургеров?
— и любителей быстрого питания, и гурманов индийской кухни?
Кого мы будем опрашивать? Только тех, кто попадает в район охвата новой сети кафе?
Скольких людей нужно проинтервьюировать? (Чем больше выборка, тем точнее она отражает предпочтения совокупности в целом (если, конечно правильно подобрана). Но имейте в виду, что увеличение числа респондентов выборки с 250 до 1000 усложняет процедуру опроса в четыре раза, однако увеличивает точность результатов лишь вдвое.)
Вы должны четко представлять категорию населения, которую собираетесь изучить, и выбрать тех лиц, которые являются ее типичными представителями. После этого вы должны определиться с местоположением, то есть решить, где вы будете искать представителей вашей выборки. Может, стоит опросить людей, которые выходят из индийского ресторана? Или посетителей закусочных, где продаются гамбургеры?
Существует несколько способов выборки.