2. ОШИБКИ РЕАГИРОВАНИЯ


Некоторые респонденты считают, что если их попросили принять участие в исследовании, это означает, что они особенные, ведь не зря же их выдели­ли среди других! Тогда, желая произвести благоприятное впечатление, рес­понденты будут давать, как им кажется, «правильные» или социально при­емлемые ответы. На вопрос, сколько денег было ими потрачено на рожде­ственские подарки детям, они скорее всего солгут или преувеличат, чтобы не показаться скупыми. Поэтому, если вы затрагиваете в вашей анкете противоречивые аспекты, будьте готовы к тому, что люди отвечают, как, по их мне­нию, надо, а не как они в действительности думают или считают.


3. ОШИБКИ ИНТЕРВЬЮЕРА


Личное интервью представляет собой процесс социального взаимодей­ствия индивидов. Иногда респонденты просто-напросто воспроизводят мне­ние интервьюера, которое, как им кажется, он разделяет. В результате они дают ответы, отражающие позицию интервьюера, а не свою собственную. Вы должны знать, где можете натолкнуться на подводные камни. Это позво­лит избежать неприятностей и учитывать вероятные ошибки.


ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Если вы проводите закрытую дегустацию, то не следует давать тестируемым товарам названия А и В. Люди в своем большинстве считают, что товар А превосходит В по качеству. Выберите в качестве обозначений буквы X и Y, они производят нейтральное впечатление.