ОШИБКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
При проведении исследований не стоит слепо доверять полученным результатам, так как всегда существует вероятность ошибок. Это определяется тремя основными причинами, которые перечислены ниже.
1. ОШИБКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Респондент может неверно интерпретировать вопрос и, следовательно, ответит неправильно. Например:
В: Сколько вы тратите на бакалейные товары? О: (шкала ответов от много до «нисколько»). Первая проблема, с которой сталкивается респондент при ответе на данный вопрос, состоит в том, что не указан период времени. Какие затраты имел в виду исследователь: в течение года, месяца или недели? А что подразумевается под словом «бакалейные»? Относятся ли к данной категории товаров бензин, газеты, цветы, подгузники? Вопрос неясен, и респондентам ничего не остается, как самостоятельно его интерпретировать, причем каждый растолкует его по-своему. Кроме того, много для одного человека может показаться маленькой суммой для другого.
В: Сколько магазинов вы посещаете в течение недели?
Данный вопрос, опять же, потребует от респондента собственной интерпретации. Что подразумевалось под словом посещаете? Что хотели узнать исследователи: в скольких магазинов вы тратите деньги или количество торговых точек, куда вы заглянули? А если вы посещаете один и тот же магазин пять раз в неделю? Как ответить в этом случае: один или пять? По всей вероятности, респонденты поймут этот вопрос каждый по-своему, что может привести к противоречивым результатам.
Ошибки интерпретации может также допустить интервьюер. Если респондент дает двусмысленные ответы, то существует вероятность, что он будет неправильно понят интервьюером.