ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

(COMPUTER ASSISTED TELEPHONE INTERVIEWING (CATI)


Суть данного метода исследования состоит в том, что респондентам зво­нят и задают вопросы, но в отличие от обычного опроса интервьюеру не нужно записывать услышанное.

Ответы кодируются и вносятся в компьютер по ходу беседы, что избавляет от необходимости заниматься этим по окон­чании интервью, экономит время и деньги. Однако для реализации данного метода вам потребуется разработать специальную компьютерную программу и включить затраты в бюджет исследования. Вы можете обратиться к фирмам, специализирующимся в подобного рода деятельности, и они орга­низуют для вас исследование. В настоящее время стала применяться техно­логия личного интервью с помощью компьютера (Computer Assisted Personal Interview (CAPI), реализация которой возможна благодаря распространению ноутбуков. Последние можно использовать для самостоятельного тестиро­вания респондентов. В этом случае вопросы демонстрируются на экране ком­пьютера (который находится в приемной вашей организации, на выставке или в торговом центре), и люди могут заполнять анкеты, набирая ответы с клавиатуры. Это особенно важно, если в вашей анкете присутствуют дели­катные вопросы, которые вызывают затруднение респондентов при личной беседе. Данный метод не очень широко используется, однако он перспекти­вен. Если компьютерные технологии — ваш конек, то почему бы не заниматься подобным направлением исследовательской деятельности?


ИССЛЕДОВАНИЕ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ


Маркетинговое исследование можно проводить не только на главной улице города, но и на информационных супермагистралях киберпространства. Люди, общающиеся в сети, объединяются для обсуждения различных проблем в группы, которых насчитываются тысячи. Вы можете задавать им вопросы или интересоваться мнением по тем или иным проблемам, проводить анке­тирование и т. п. Производитель презервативов Durex часто проводит различные онлайн - опросы и предлагает бесплатную программу — режим сохра­нения экрана тем, кто заполнит анкету. Автомобильная компания Toyota предоставляет свой web-сайт для общения владельцам машин. Все разгово­ры анализируются, и компания получает ценную информацию.


ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Прежде чем приступить к опросу респондентов на основе разработанной вами анкеты, проверьте ее. Все вопросы должны быть четко сформулированы и не­двусмысленны. Исправьте допущенные вами ошибки и проверьте анкету на сво­их друзьях или коллегах, получше—на выборке потенциальных респондентов.