ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Если вы посылаете повторное письмо тем, кто не ответил вам, и хотите напомнить помнить о своей просьбе, вложите в конверт еще один бланк анкеты, так как предыдущий вариант мог быть утерян.


НЕДОСТАТКИ


Число отзывов, как правило, невелико, что может посеять сомнения в достоверности полученных результатов. Профессиональные марке­тинговые исследователи считают удачным получение хотя бы 30 % ответов. Поэтому не удивляйтесь, если только 10 % респондентов заполнили анкеты и прислали вам. Кроме того, вы должны быть уверены, что мнения тех, кто не откликнулся на вашу просьбу, незна­чительно отличаются от мнений ответивших. А это не так просто. В результате анкетирования вы имеете дело с самовыборкой. Вопросы в анкете четко сформулированы, что делает ее менее гибким инструментом исследовательской деятельности. Анкеты, как правило, состоят из закрытых вопросов, поскольку рес­понденты не желают заполнять то, что отнимает много времени и сил.


Обратите внимание на дизайн и структуру: анкета должна быть при­влекательной и простой для заполнения, что влечет дополнительные расходы на оплату услуг профессионального дизайнера. Помните, что анкеты, у которых приятный внешний вид, имеют больше шансов быть заполненными и отправленными.


Если вы хотите получить много заполненных анкет, то от вас потре­буются дополнительные усилия и затраты, чтобы подготовить и вклю­чить в рассылку конверты с наклеенной маркой и обратным адресом или чтобы получить адрес Бесплатной почты.


Чтобы увеличить число отзывов, вам, возможно, потребуется отправ­лять повторные письма, что опять же увеличивает затраты.


Если в вашем распоряжении нет приемлемого списка адресатов, то вам придется самому составлять его или арендовать (см. раздел, посвя­щенный почтовым рассылкам в главе 16).
Почтовые анкеты не подходят для опроса неграмотных людей или тех. кто не является носителем языка.


Респонденты, перед тем как приступить к заполнению анкеты, пол­ностью ее прочитывают, поэтому они примерно догадываются, каких ответов от них ожидают. А это приводит к искажению результатов. Даже использование техники «воронки» (см. далее) при почтовом анкетировании не помогает решить эту проблему.


Иногда одну и ту же анкету заполняют несколько человек. Так, один из членов семьи начинает отвечать на вопросы, потом ему это надо­едает, и заканчивает уже другой.
При личной беседе интервьюер наблюдает за респондентом, а в слу­чае почтового анкетирования это невозможно.


Анкетирование по почте требует затрат времени: вам придется по­дождать, пока ваши письма будут доставлены адресатам, неделя уй­дет на заполнение анкет, и еще некоторое время понадобится, чтобы дождаться ответов. В общем, весь процесс займет несколько недель.
К анкете обычно прилагается сопроводительное письмо, в котором следу­ет объяснить, кто вы и чем занимаетесь (при необходимости), чего вы хоти­те добиться в ходе исследования и почему вы так надеетесь, что люди при­мут участие в опросе (какую выгоду они могут из этого извлечь).