Реклама и спонсорство


Данная глава расскажет вам о том, как заставить рекламу на вас работать. Вы научитесь составлять рекламный макет, исполь­зовать рекламу на радио, в автобусах и даже в справочнике «Желтые страницы» и добиваться при этом успеха. Вы узнаете о том, как не нарушать в своей рекламной деятельности рамки, установленные законом. Воспользуйтесь советами, приведенны­ми в данной главе, и сможете заключать выгодные спонсорские сделки.


Крупные организации не тратили бы на рекламу столько денег, если бы это было невыгодно. Однако не стоит забывать, что на каждую большую компанию работают большие эксперты с большими зарплатами, которые советуют, что и как надо делать. Многие малые предприятия не имеют таких возможностей и тратят деньги на низкопробную, ненацеленную и несвоевременную рекламу или принимают участие в бессмысленной спонсорской деятельности. Надеюсь, ваша компания к таким не относится.


Реклама — дорогостоящее занятие; стоимость даже 30-секундного ролика по телевидению может превышать сумму вашего годового оборота! Но не волнуйтесь, вам не потребуется нанимать братьев Саачи, чтобы произвести желаемый фурор (хотя, если вам так хочется, можете почерпнуть сведения о выборе агентства в 27-й главе). Будет вполне достаточно рекламного объяв­ления, составленного своими силами и опубликованного в местной газете. Подобный ход весьма важен для малых предприятий, потому что имеет след­ствием:


• усиление осведомленности — продвижение названия компании и на­поминание покупателям о существовании компании;


реклама мероприятия — объявление о распродаже или вечере специ­альных предложений;


реклама определенных скидок и дополнительных часов работы;


• реклама услуг;


• продажа товара; привлечение кадров.


ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ


Необязательно тратить на рекламу целое состояние, чтобы добиться желаемого эффекта. Это было доказано менеджером по продажам, который оказался без работы. Не сумев найти новое место трудоустройства, он изготовил плакат с над­писью: Мне нужна работа — есть опыт управленческой деятельности — менед­жер по продажам. И вывесил его на оживленном шоссе класса А. Местное телевидение запечатлело столь необычную рекламную акцию, и уже на следую­щий день вчерашнему безработному предложили новую должность в качестве менеджера по продажам на международных рынках:


Поскольку данная книга предназначена прежде всего для малых предпри­ятий и нацелена на развитие у читателя самостоятельных навыков к бизнесу, то я в основном буду рассматривать рекламу в прессе, которую можно со­здать своими силами. Если же вы планируете осуществлять рекламную дея­тельность на телевидении и радио, то вам потребуется обратиться в специ­альное агентство (см. главу 27).


Прежде чем затеять рекламную кампанию, решите следующие вопросы.


Цели. Почему вы хотите заниматься рекламой? Каких результатов надеетесь добиться?


Целевая аудитория. Чье внимание вы хотите привлечь? (Матерей? Любителей книг? Богатых людей? Владельцев животных? Жителей Престона?)


• Основная идея. Что вы хотите сказать потребителям? Средства. Каким образом можно добиться поставленной цели? Ка­кие рекламные средства помогут вам передать основную идею целе­вым покупателям?


Частота. Как часто вам понадобится рекламировать товар, чтобы потребители усвоили вашу идею, и каким должен быть размер рекла­мы?


Бюджет. Сколько стоят различные варианты рекламы? Сколько де­нег потребуется потратить, чтобы выполнить поставленные задачи? (Не забудьте включить вскрытые издержки, такие, как комиссион­ные, рекламному агентству, дизайнеру, фотографу, составителю рек­ламных текстов, сценаристу, актерам/дублерам, певцам/музыкантам и т. п.) Подумайте, есть ли другие, не менее эффективные способы потратить деньги.