ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ КРИЗИСА


1. Не паникуйте. Сохраняйте спокойствие и оцените перспективы раз­вития ситуации.


2. Уведомите о случившемся сотрудников, которые должны знать об этом.


3. Не забудьте о сотрудниках, которым отведена роль контактных лиц вашей организации (секретарях, офис-менеджерах и т. п.). Именно с ними в первую очередь свяжутся журналисты. Поэтому важно, чтобы вышеуказанный персонал знал, как реагировать и кому передавать сообщения о звонке.


4. Составьте перечень фактов, которые вы готовы сообщить журналис­там для публикации. Поделитесь своими соображениями с работни­ками предприятия, так чтобы вы все имели четкое представление о том, что можно говорить и что нельзя.


5. Подготовьте сообщение для прессы (небольшое высказывание или перечень основных идей) или ньюс-релиз, в котором изложите свою версию, если возникнет такая необходимость.


6. Информируйте персонал о происходящем, чтобы избегать ненужных сплетен и слухов.


ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Подготовьтесь заранее к возможным кризисам и разработайте планы действий. Тогда, если возникнут проблемы, вы сможете справиться с ними. Подумайте, какие затруднения могут возникнуть, и убедитесь, что ваше окружение осведомлено об этом.


Если у журналиста имеется наготове история, которая может нанести урон вашей репутации, то когда он позвонит, постарайтесь тянуть время. Не нуж­но с готовностью отвечать на все заданные вам вопросы. Лучше, если вы запишете все вопросы и пообещаете перезвонить, к примеру, через полчаса, сославшись на то, что у вас важное совещание или что нужно решить неко­торые проблемы. Это позволит вам выкроить немного времени, дабы все хорошенько обдумать и обсудить при необходимости с коллегами. Но не забудьте позвонить репортеру в назначенное время.


Возможно, вы столкнетесь с тем, что те репортеры, с которыми у вас когда-то были хорошие отношения, становятся агрессивными и навязчивы­ми и требуют ответов на свои вопросы. Но не воспринимайте подобное от­ношение на личный счет: журналистам платят за расследование различных историй. Как бы ни были настойчивы репортеры, старайтесь быть вежли­вым и полезным; их поддержка понадобится вам, когда затруднения закон­чатся.
Если ваша компания была в чем-либо неправа, в большинстве случаев лучше открыто это признать и объяснить, какие действия будут вами пред­приняты для исправления ситуации.


ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Не торопитесь раскрывать репортеру все карты сразу. Попытайтесь сначала выяснить, что ему о вас известно. Возможно, он знает намного меньше, чем вы думаете.


Не удивляйтесь, если звонок раздался у вас дома. Журналисты — при­знанные мастера выслеживать людей. В этом случае вести себя нужно ана­логично тому, как описано выше. Запишите вопросы, а после того как хоро­шо все обдумаете, перезвоните журналисту. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении были домашние или мобильные номера телефонов сотрудников, с которыми, возможно, вам понадобится обсудить возникшие вопросы.


Есть вероятность, что положение, в котором вы находитесь, еще более усугубится. И если в этом случае вас пригласят на радио и телевидение, помните:


Возможно, организаторы интервью попытаются спровоцировать вас, столкнув с каким-либо человеком, так что смотрите, чтобы вас не подставили. Узнайте, кто будет присутствовать во время беседы, и подумайте, стоит ли вам принимать участие или нет.


Подготовьтесь к тому, что придется отказаться от интервью, если по­лагаете, что оно принесет вам больше вреда, чем пользы. Вы не обязаны соглашаться, поэтому будьте настойчивы в своем отказе. (Обра­тите внимание, как отреагирует позвонивший вам, услышав, что вы не желаете принимать участие в интервью.) Если вы не желаете отвечать на какой-либо вопрос, ясно укажите на этот факт, однако никогда не ограничивайтесь фразой: Без коммен­тариев. Постарайтесь найти другой способ уклониться от ответа. По­тренируйтесь перед интервью, понаблюдайте, как в телевизионных новостях и программах, посвященных обзору текущих событий, по­литики блестяще реагируют на каверзные вопросы без тени замеша­тельства.


Не позволяйте интервьюеру выводить вас из себя — всегда оставай­тесь спокойным, в каких бы смертных грехах вас ни обвиняли. Реши­тельно опровергайте ложные или некорректные факты, но оставай­тесь при этом вежливым. Если потеряете терпение, то ваши доводы будут выглядеть неубедительно, а поскольку зритель или слушатель всегда на стороне интервьюера, то вы будете казаться агрессивным и несведущим в данной области. Сохраняйте уверенность, насколько это возможно.