Модели PR

 

Граниг и Хант выделяют четыре модели PR, которые до сих пор в том или ином виде существуют на рынке. Первая модель, обычно связываемая с П. Т. Барнумом, это модель пресс-агентуры/паблисити. Этот тип PR, характеризуемый как пропаганда, направлен на посыл сильных позитивных сообщений о продукте, услуге или организации без особой заботы о равновесии восхвалений и фактов.

 Вторая модель — модель общественной информации, которая связана с Айви Ли, одним из первых пиарщиков. Эта форма PR направлена на информирование широкой общественности об организациях и продуктах; здесь значительно большее значение по сравнению с моделью пресс-агентуры/паблисити приобретает достоверность информации. Но, как и в описанной выше модели, общественная информация предстает как односторонний поток идей — от компании к публике; исследования содержания послания или его эффективности не проводятся.

 Третья модель PR — двусторонняя асимметричная модель, разработанная Эдвардом Л. Берне (которого часто называют отцом современного PR). Основная цель этой модели — убеждение, огромное значение придается исследованиям, направленным на мониторинг и определение отношения потребителей к продукту.

 Последняя модель — двусторонняя симметричная модель, также приписываемая Берне, но доработанная теоретиками и практиками. Эта модель описывает установление взаимопонимания между организациями и их аудиторией через использование исследований, выявляющих существующие недоразумения и способы их устранения. Как мы увидим далее в этой главе, обе двусторонние модели представляют собой важные аспекты успешности PR-усилий в наши дни.