РАБОТА В КОМАНДЕ
К сожалению, я не могу предоставить готовую стратегию для вашей компании. Любая стратегия должна быть разработана под конкретный бизнес. Попытка скопировать какую-либо стратегию и применить ее для себя не имеет смысла. Самым сложным этапом в
Ваша команда должна иметь четкое представление о предназначенной ей роли, а каждый участник в отдельности должен понимать сущность маркетинговой деятельности. Организуйте короткое собрание с целью уточнения того, что все вы имеете в виду одно и то же, когда говорите о маркетинге и возможных преимуществах компании. Будет полезным, если все участники команды предварительно ознакомятся с этой книгой.
Начните с изучения ситуации, в которой на данный момент находится компания; ваша цель состоит в глубоком понимании текущей деятельности и влияющих на работу факторов. Для этого требуется:
• дать критическую и объективную оценку деятельности;
• понять причины принимаемых вами решений;
• выяснить, что именно оказывает влияние на вашу работу.
На этом этапе можно переходить к SWOT-анализу. SWOT расшифровывается следующим образом.
• Сильные стороны (Strengths). В чем состоят преимущества вашей компании? Что вы можете делать лучше, чем другие?
• Слабые стороны (Weaknesses). В чем заключаются ваши недостатки? Какие меры можно предпринять, для того чтобы их исправить?
• Возможности (Opportunities). Какие возможности предоставляет вашей компании внешняя среда в настоящее время или в будущем?
• Угрозы (Threats). Какие факторы угрожают вам со стороны внешней среды в настоящее время или в будущем? Кто ваши конкуренты, и какую опасность они представляют?
SWOT-анализ позволяет лучше оценить ваш бизнес и рынок. При составлении стратегии вам понадобится найти способы максимально использовать сильные стороны, укрепить слабые позиции, предпринять действия, чтобы снизить вероятность угроз и убедиться, что вы реализуете имеющиеся возможности.
В ходе SWOT-анализа вам придется выяснить, какую угрозу представляют конкуренты. Помимо этого, необходимо исследовать и другие внешние факторы, контролировать которые вы не в состоянии. Также обратите внимание на внутренние элементы, которыми можете управлять (например, система/структура организации). В результате вы получите представление о том, на какие факторы сможете оказать влияние и что будет ограничивать возможности вашей деятельности.
Поскольку стратегия должна быть сфокусирована на ваших покупателях, то прежде чем начать ее разрабатывать, представьте детальную картину о том, кто они, ваши клиенты. Составьте список и укажите, кто они. Разделите вашу клиентуру по категориям, например: частые посетители, основная масса, постоянные клиенты, пожилые женщины, семьи (можете придумать свою классификацию, если это имеет смысл). Посмотрите, что они хотят от вашей компании, и реально оцените, что вы им можете предложить После того как вы уже приступили к разработке стратегии, потребуется рассмотреть вопросы, касающиеся того, каким образом можно лучше удовлетворить потребности покупателей. Возможно, для того чтобы дать потребителям именно то, что нужно, придется несколько изменить вашу компанию (то есть преобразовать внутренние элементы). Это может выражаться, к примеру, в изменении графика работы, с тем чтобы выполнять заказы круглосуточно, осуществлять доставку в ночное время или обслуживать номера в гостинице после 10 вечера.
Определите для каждой группы покупателей три основные потребности. (Для того, чтобы узнать желания покупателей, их потребности и приоритеты, проведите исследование. Что представляет для них особую важность при совершении покупок? Цена? Качество? Гарантии? Удобство? Возможности изменений? Выбор? Выясните этот вопрос, тогда вы сможете разобраться во всех проблемах, связанных с исследованиями.