Интерактивный рынок
Возможно, наиболее релевантным фактором рынка XXI века является его интерактивный характер. Как показано на рис. 1-2, и традиционный, и современный рынки являются односторонними и направлены только «наружу». То есть компания – участница рынка, имеющая
Как показано на рис. 1-2, на рынке XXI века информационные технологии не будут контролироваться одной или несколькими группами продавцов. Напротив, рынок XXI века будет интерактивным. Компании – участницы рынка, дистрибуционные каналы, посредники и потребители – все они будут обладать информацией и технологиями. Они будут вести между собой диалоги – а не традиционные монологи компаний – участниц рынка, диктующих правила потребителям и потенциальным клиентам. Эта важнейшая перемена уже начинает проявляться.
Движущей силой интерактивного рынка XXI века будут информационные технологии в виде баз данных, интерактивных коммуникационных систем, таких, как Интернет, и новые формы маркетинговых и коммуникационных каналов, благодаря которым покупатели и продавцы смогут общаться легко, эффективно и почти моментально. В Интернете мы уже наблюдаем черты этого интерактивного рынка. Например, сегодня потребители могут изучать и сравнивать товары и услуги, предлагающиеся по всему миру. Они могут мгновенно заменить или отремонтировать купленный товар. Они могут исследовать бесчисленные базы данных в поисках информации о товарах или услугах, чтобы удовлетворить свои желания и потребности. На самом деле именно перемещение информационных технологий от продавца к потребителю является предпосылкой ко многим изменениям, которые будут характеризовать рынок XXI века.