Общие рекомендации по организации обучения
Даже если вы ориентируетесь на подбор максимально опытных кадров, а не на «выращивание» специалистов, их нужно обучать, потому что это позволяет сотрудникам стать командой.
Обучение вопросам, связанным с маркетингом, можно разделить на две части: первая —
Еще один принципиальный вопрос: зачем учить специалиста по размещению материалов в СМИ маркетинговым исследованиям? Естественно, не стоит этого делать в том же объеме, что предусмотрен для специализирующихся на проведении исследований. Однако если не обучить всех сотрудников азам деятельности каждого направления, то отдел никогда не будет работать эффективно. Отдел маркетинга, даже если он состоит из 20 человек, предполагает узкую специализацию, но очень плотное взаимодействие.
Наконец, такой вопрос: как организовать обучение? Опыт показал, что лучше всего отправлять сотрудников на длительные узкоспециальные семинары в Петербург или Москву (позволим себе проявить патриотизм: в Петербурге не хуже, но дешевле), а общее обучение проводить в виде корпоративного семинара на месте, приглашая специалистов на 2-5 дней в ваш регион. Однако в этом случае участникам не всегда удается оторваться от своих дел. Поэтому оптимально проведение семинара за городом, в пансионате или доме отдыха. Таким образом достигается погружение, которое дает дополнительный результат, многократно превышающий затраты на проживание и питание сотрудников вашей компании.
Что касается выбора форм обучения, то, с нашей точки зрения, оптимальный результат дает их сочетание.
Лекции: изложение теоретического и систематизированного практического материала (с ответами на вопросы). Лекции необходимы для введения терминов и изложения основных подходов, описания теоретических и практических схем, но при этом не должны занимать более 40% времени, отведенного на обучающую программу.
Кейсы: ведущие предлагают участникам совместно проанализировать ситуации из своей практики. Как правило, сначала участники предлагают свои решения. Потом ведущие их рассматривают и либо описывают оптимальный с их точки зрения вариант, либо организуют обсуждение, целью которого является выработка общего решения. В таком случае решение и разбор кейсов плавно переходит в практикум. Оптимальное время для разбора кейсов — около 20% от длительности семинара. Обычно ведущие стараются разбирать как минимум один кейс за каждые 3-4 часа семинара (разбор занимает не менее 40 мин). Основное требование —наличие стандартизированного и достаточно подробного описания кейса, которое позволяет всем участникам обучающей программы вникнуть в ситуацию.
Практикум: участники семинара при помощи ведущих разрабатывают документы для использования в работе своей компании.
Это некий аналог кейсов, только предлагаются они не ведущими, а участниками, при этом результатом должен стать не озвученный список альтернатив, а единый разработанный документ.
Деловая игра: практикум, дополненный игровыми элементами. Как правило, в деловой игре участников делят на 2-4 группы и каждой дают одинаковые либо взаимосвязанные задания (например, каждая группа должна играть за одного из лидеров рынка).
Семинар-тренинг: сочетает информационную (содержательную) и тренинговую составляющие. Проводится только в корпоративной форме (т. е. для сотрудников одной организации). Содержательная составляющая соответствует специфике обучаемой аудитории (в данном случае посвящена различным аспектам маркетинга и их взаимосвязи). Тренинговая составляющая ориентирована на решение двух задач: выработку навыков командной работы и развитие склонности к продвижению.