Общие рекомендации по организации обучения

 

Даже если вы ориентируетесь на подбор максимально опытных кад­ров, а не на «выращивание» специалистов, их нужно обучать, потому что это позволяет сотрудникам стать командой.

Обучение вопросам, связанным с маркетингом, можно разделить на две части: первая — обучение топ-менеджеров и руководителей под­разделений; вторая — сотрудников отдела маркетинга. Проводить од­новременное обучение обоих групп сложно, так как и топ-менеджеры, и рядовые сотрудники будут чувствовать себя скованно. Лучше орга­низовать раздельное обучение групп. Например, топ-менеджмент про­ходит сокращенный обучающий семинар в течение одного дня, а со­трудники отдела маркетинга — расширенный, на три дня.

Еще один принципиальный вопрос: зачем учить специалиста по раз­мещению материалов в СМИ маркетинговым исследованиям? Есте­ственно, не стоит этого делать в том же объеме, что предусмотрен для специализирующихся на проведении исследований. Однако если не обучить всех сотрудников азам деятельности каждого направления, то отдел никогда не будет работать эффективно. Отдел маркетинга, даже если он состоит из 20 человек, предполагает узкую специализацию, но очень плотное взаимодействие.

Наконец, такой вопрос: как организовать обучение? Опыт показал, что лучше всего отправлять сотрудников на длительные узкоспециальные семинары в Петербург или Москву (позволим себе проявить патриотизм: в Петербурге не хуже, но дешевле), а общее обучение проводить в виде корпоративного семинара на месте, приглашая специалистов на 2-5 дней в ваш регион. Однако в этом случае участникам не всегда удается оторвать­ся от своих дел. Поэтому оптимально проведение семинара за городом, в пансионате или доме отдыха. Таким образом достигается погружение, которое дает дополнительный результат, многократно превышающий затраты на проживание и питание сотрудников вашей компании.

Что касается выбора форм обучения, то, с нашей точки зрения, опти­мальный результат дает их сочетание.

Лекции: изложение теоретического и систематизированного прак­тического материала (с ответами на вопросы). Лекции необходимы для введения терминов и изложения основных подходов, описания теоретических и практических схем, но при этом не должны зани­мать более 40% времени, отведенного на обучающую программу.

Кейсы: ведущие предлагают участникам совместно проанали­зировать ситуации из своей практики. Как правило, сначала участники предлагают свои решения. Потом ведущие их рассматри­вают и либо описывают оптимальный с их точки зрения вариант, либо организуют обсуждение, целью которого является выработка общего решения. В таком случае решение и разбор кейсов плавно переходит в практикум. Оптимальное время для разбора кейсов — около 20% от длительности семинара. Обычно ведущие старают­ся разбирать как минимум один кейс за каждые 3-4 часа семина­ра (разбор занимает не менее 40 мин). Основное требование —наличие стандартизированного и достаточно подробного описа­ния кейса, которое позволяет всем участникам обучающей про­граммы вникнуть в ситуацию.

Практикум: участники семинара при помощи ведущих разраба­тывают документы для использования в работе своей компании.
Это некий аналог кейсов, только предлагаются они не ведущими, а участниками, при этом результатом должен стать не озвучен­ный список альтернатив, а единый разработанный документ.

Деловая игра: практикум, дополненный игровыми элементами. Как правило, в деловой игре участников делят на 2-4 группы и каждой дают одинаковые либо взаимосвязанные задания (например, каждая группа должна играть за одного из лидеров рынка).

Семинар-тренинг: сочетает информационную (содержательную) и тренинговую составляющие. Проводится только в корпоративной форме (т. е. для сотрудников одной организации). Содержатель­ная составляющая соответствует специфике обучаемой аудитории (в данном случае посвящена различным аспектам маркетинга и их взаимосвязи). Тренинговая составляющая ориентирована на реше­ние двух задач: выработку навыков командной работы и развитие склонности к продвижению.