Как взаимодействовать

заказчику и консультанту: советы

 

Консультантов можно разделить на три группы: штатные сотрудники небольших консалтинговых компаний, независимые консультанты (фрилансеры, от англ. free lancer— «свободный рыцарь») и сотрудни­ки крупных консалтинговых компаний. Именно представители первых двух групп чаще

всего занимаются выездными PR-атаками или иссле­дованиями в регионах. Это объясняется тем, что большие консалтин­говые компании, как правило, ориентированы исключительно на фе­деральный масштаб и не способны организовать действия в реальных условиях. Кроме того, услуги таких компаний стоят слишком дорого для большинства региональных и даже многих федеральных игроков: так, например, час консультаций партнера консалтинговой компании из «боль­шой четверки» стоит от 600-800 до нескольких тысяч у. е., а час консуль­тации фрилансера — от 50 до 250 у. е.

Отметим, что выбор между частной практикой и работой в штате сложен и для консультанта, и для заказчика. Консультанту тяжело ра­ботать независимо, для него всегда есть сильный соблазн устроиться в компанию: это приводит к заметному снижению доходов от конкрет­ного проекта, но зато гарантирует не сравнимую с частной практикой стабильность. Для заказчика психологически проще заплатить компании, чем конкретному человеку. Любая компания, даже если она со­стоит из зарегистрированного юридического лица, сайта, телефона, по которому отвечает секретарша, визиток и буклета, дает ощущение не­которой надежности. Конечно, в России никто из заказчиков не пред­полагает, что сможет что-то отсудить у консалтинговой компании, но это ощущение все равно подспудно присутствует, являясь доказатель­ством «серьезности намерений». Кроме того, компанию проще найти — например, любая консалтинговая компания, но далеко не каждый кон­сультант имеет свой сайт.

Самое интересное, что для заказчика этот выбор нередко оказывает­ся эфемерным. Он выбирает компанию, договаривается о проведении исследования с руководителем, а потом к нему приезжает тот же са­мый частный консультант, но уже нанятый в качестве субподрядчика. Таким образом, заказчик платит за его услуги вдвое или втрое дороже, ограничиваясь мифическим ощущением, что это надежнее.