Как взаимодействовать
заказчику и консультанту: советы
Консультантов можно разделить на три группы: штатные сотрудники небольших консалтинговых компаний, независимые консультанты (фрилансеры, от англ. free lancer— «свободный рыцарь») и сотрудники крупных консалтинговых компаний. Именно представители первых двух групп чаще
Отметим, что выбор между частной практикой и работой в штате сложен и для консультанта, и для заказчика. Консультанту тяжело работать независимо, для него всегда есть сильный соблазн устроиться в компанию: это приводит к заметному снижению доходов от конкретного проекта, но зато гарантирует не сравнимую с частной практикой стабильность. Для заказчика психологически проще заплатить компании, чем конкретному человеку. Любая компания, даже если она состоит из зарегистрированного юридического лица, сайта, телефона, по которому отвечает секретарша, визиток и буклета, дает ощущение некоторой надежности. Конечно, в России никто из заказчиков не предполагает, что сможет что-то отсудить у консалтинговой компании, но это ощущение все равно подспудно присутствует, являясь доказательством «серьезности намерений». Кроме того, компанию проще найти — например, любая консалтинговая компания, но далеко не каждый консультант имеет свой сайт.
Самое интересное, что для заказчика этот выбор нередко оказывается эфемерным. Он выбирает компанию, договаривается о проведении исследования с руководителем, а потом к нему приезжает тот же самый частный консультант, но уже нанятый в качестве субподрядчика. Таким образом, заказчик платит за его услуги вдвое или втрое дороже, ограничиваясь мифическим ощущением, что это надежнее.