PR-атака: расчет бюджета
Прежде чем перейти к цифрам, рассмотрим основные принципы и статьи расходов, определяющие стоимость атаки.
Война стоит столько, сколько она стоит. В отличие от войны, PR-атака стоит всегда
PR-атаки могут иметь следующие цели:
отобрать рынок сбыта у конкурента под лозунгом «Мы лучше их!»;
опорочить конкурента под лозунгом «Если не умеют, пусть лучше не берутся»;
отрегулировать информационные потоки или выкупить долю в информационном потоке и заполнить его нужной нам информацией.
Если первые две цели предполагают определенную ответную реакцию конкурента, некую полемику, то третья направлена на то, чтобы до потребителя дошла только определенная информация. Оптимальной является смешанная атака, включающая все три цели.
Поднять известность стоит дешевле, чем сформировать позитив
ное отношение к продукту.
Рейтинг наведенной известности (узнавания) бренда имеет тесную зависимость с рейтингом поддержки. Представьте себе ситуацию: вы идете по улице Санкт-Петербурга и видите пожилого велосипедиста.
Скорее всего, вы пройдете мимо, не обратив на него внимания. Если он остановится и начнет напевать «Yesterday», вы тоже вряд ли задержитесь. Если он вам скажет: «Купи в том магазине пластинку Beatles», — вы, наверное, посмотрите на него как на ненормального и пойдете прочь. Именно так поступили сотни тысяч людей, гулявших в центре Петербурга, однако вечером они собрались на Дворцовой площади, чтобы, заплатив немалые деньги, слушать Пола Маккартни. Самое забавное, что сэр Пол Маккартни действительно катался на велосипеде по Невскому, и его никто не узнал. Представляете, что было бы, если бы его «раскусили»?
Итак, продукт у нас был один и тот же – персона Пола Маккартни, но различным было узнавание.
Мы провели несколько десятков исследований, которые доказали наличие тесной взаимосвязи наведенной известности и потребительских предпочтений. Например, если наведенная известность бренда составляет более 10%, например 11,5%, а покупает этот бренд, предположим, 1,2% населения, это означает, что если мы резко поднимем рейтинг наведенной известности бренда до максимума (более 80%), то пропорционально вырастет и доля потребителей, примерно до 10%.
Поднимать рейтинг узнавания дешевле потому, что рассказать человеку о существовании некоего товара в несколько раз дешевле, чем убедить купить его. Поэтому когда некоторые компании пытаются поднимать одновременно рейтинг узнавания бренда и продажи, то просто закапывают деньги в песок.
Нередко компании пытаются продать продукт до того, как поднимут рейтинг известности. Однако прежде чем убедить купить, нужно проинформировать. Известный бренд даже при несформированном образе потребителем сразу воспринимается как достойный внимания, а малоизвестный, хотя и с четко сформированным образом, – нет. Если потребитель продуктом не интересуется, то он его и не купит/Новизна привлекает определенную часть потребителей сама по себе. Пока система секторов рынка на всех уровнях в стране не устоялась, этот механизм будет действовать.
Существуют рейтинги спонтанной и наведенной известности. Спонтанная известность выявляется путем открытого вопроса: «Перечислите участников группы Beatles», а наведенная – путем серии закрытых вопросов: «Знаете ли вы Пола Маккартни из группы Beatles?» (открытый вопрос предполагает, что человек сам называет варианты ответа, закрытый – что варианты предлагаются). Наведенная известность всегда выше, чем спонтанная. Разрыв между рейтингом наведенной и спонтанной известности показывает, насколько легко потребитель вспоминает марку.
Поднятие известности требует в несколько раз более низких затрат, чем поднятие доли потребителей. В случае правильной проработки образа продукта резкий рост известности влечет за собой подъем потребления до уровня 5-10% потребителей – впрочем, не очень долгосрочный.
Известность любой марки складывается из двух составляющих: собственно известности и отношения к этому продукту, сформированного известностью, со стороны общества в целом и целевой группы потребителей – пользователей вашего продукта и потенциальных покупателей. Очень важно, что потенциальным покупателем продукта может быть кто угодно. (Когда мы писали этот раздел, то попросили совершенно случайного человека назвать какой-нибудь сверхредкий товар. Нам назвали плутоний. Забавно, что перед этим от знакомого таможенника мы узнали, что некий гражданин получил наследство и не знал, как им распорядиться. В конце концов он решил вложить деньги в такой эксклюзивный продукт, как плутоний. Он узнал, что за границей плутоний стоит очень дорого, попытался нелегально его провезти и был пойман.)
Любое, даже самое четкое, описание целевой группы не является абсолютно точным. Более того, чем подробнее описание, тем оно менее четкое. Никогда нельзя себя ограничивать целевой группой, описанной по принципу «замужние женщины от 24 до 29 лет с высшим гуманитарным образованием и двумя детьми, работающие руководителями среднего звена по техническим направлениям». Так может быть описано только ядро целевой группы, причем, если вы ориентируетесь только на это ядро, вам следует понять, какой процент от потенциальных потребителей оно составляет. Иначе вы рискуете быть ориентированным только на 10-15% от тех, кто может купить ваш продукт. Это объясняет важность работы по формированию известности марки не только среди тех, кто потребляет ваш продукт, но и в обществе в целом.
Нередко потребителю неважно, сколько стоит продукт: ему нужна известность и бренд. Всего дороже стоит не сам продукт, а отношение к нему общества. Жилые квартиры у метро «Арбатская» в Москве намного хуже, чем у метро «Битцевский парк», однако стоят намного дороже только благодаря статусу, который им придало общество. Лет двести назад за обыкновенную луковицу тюльпана в Голландии люди продавали имения и дома только потому, что тогда это было престижно. А что сегодня для нас тюльпан?..
Приведенные примеры демонстрируют, какое значение в приобретении продукта имеют высокий рейтинг известности и формирование потребности.
Уровень известности и узнавания продукта – это первый шаг потребителя к его покупке. У каждого человека есть потребность в покупке каждого продукта, если он проинформирован о его наличии. Двадцать лет назад у нас не было потребности в ноутбуках, но теперь мы покупаем ноутбуки – значит, кто-то, создав продукт, еще и сформировал у нас потребность.
Человек получает информацию о бренде тремя способами: неуправляемым (чаще всего случайно встретившись с ним), управляемым (информирование контролируется компанией) и смешанным. Первый и третий способы негативно сказываются на продажах, так как судьба продаж оказывается в руках неконтролируемых социальных сетей. Если же мы информируем потребителя и формируем у него потребность в покупке продукта этой марки, то контролируем продажи, а значит, можем эффективно ими управлять.