Экспертные интервью
Специфика и предназначение метода
С методической точки зрения экспертные интервью являются разновидностью глубинных. Это метод качественных исследований, специфика которого заключается в отсутствии четко
Основная сложность при проведении экспертных интервью – легенда. Естественно, практически никто из влиятельных фигур на территории области не захочет делиться с интервьюером информацией, если будет поставлен в известность о целях этой беседы. Поэтому практически всегда экспертный опрос проводится под легендой. Чаще всего это легенда «журналиста», «ученого» (например, аспиранта) либо «представителя крупного потенциального потребителя/поставщика/ инвестора». Несмотря на очевидную нерациональность легенд «журналиста» и «аспиранта» (например, что за аспирант поедет из Петербурга в Красноярск, чтобы провести исследование, или какую информацию будет искать журналист из Москвы в далеком поселке в Иркутской области?), они чаще всего «условно срабатывают». Вам не верят, но с вами разговаривают. Даже если эксперт понял, что это «легенда», как правило, он идет на диалог, поскольку заинтригован и надеется сам в ходе беседы выяснить что-либо об исследователе. Отметим, что почти никогда не удается скрыть город, из которого исследователь приехал в регион: где-нибудь у него обязательно попросят предъявить документы, и если кто-нибудь из местной элиты станет наводить справки, базовая информация об исследователе из этого документа почти всегда к нему попадет.
При проведении экспертных интервью заказчику лучше заранее уведомить о проблемных отношениях с представителями региональных элит, так как в противном случае высока вероятность неблагоприятного окончания исследования. В регионах слухи о приезжих журналистах или исследователях распространяются быстро, поэтому в одном из пяти или десяти интервью специалист рискнет попасть в опасную ситуацию. Оптимальным является предоставление гарантий личной безопасности исследователям со стороны заказчика.
Черезвычайно важным условием при проведении экспертных интервью являются развитые коммуникативные качества интервьюера. Во-первых, ему необходимо оторвать от работы уважаемого человека, чтобы тот согласился уделить интервьюеру один-два часа своего времени. Кроме того, чтобы войти, к примеру, в кабинет топ-менеджера крупного завода, исследователю предстоит преодолеть множество преград от собственных внутренних психологических барьеров до охраны, видеокамер и секретарей.
Во-вторых, интервьюер должен «разговорить» его – так, чтобы тот абсолютно незнакомому, к тому же подозрительно любопытному человеку рассказал то сокровенное, что, возможно, не рассказывает даже своим знакомым.
В-третьих, предстоит построить разговор таким образом, чтобы при окончании беседы эксперт вспоминал лишь то, что встречался с приятным человеком.
Работа по сбору качественной информации сравнима с работой снайпера. Снайперское искусство – это «дерзкое умение терпеливых», искусство ждать подходящего момента и мгновенно использовать его. Искусство работы исследователя состоит в том, чтобы самостоятельно найти цель (источник информации), оценить ее важность и вступить с ней в контакт. Эта деятельность напоминает охоту – охоту за информацией. Эксперт-исследователь, как снайпер: невидим, беспощаден и неумолим, от него не спасают ни расстояния, ни охрана, ни секретари, ни механизмы психологической защиты.