Экспертные интервью

 

Специфика и предназначение метода

 

С методической точки зрения экспертные интервью являются разно­видностью глубинных. Это метод качественных исследований, специфика которого заключается в отсутствии четко

формализованных воп­росов и вариантов ответа. Экспертное интервью больше всего похоже на беседу, которая, однако, имеет свои цели, поэтому существует так называемый topic-guide, т. е. «путеводитель по темам». В последнее время этот метод исследования все чаще применяется в целях промыш­ленного шпионажа и сбора сведений о политических и экономических противниках. Еще одной уникальной возможностью метода является сбор слухов в элитной среде.

Основная сложность при проведении экспертных интервью – леген­да. Естественно, практически никто из влиятельных фигур на террито­рии области не захочет делиться с интервьюером информацией, если будет поставлен в известность о целях этой беседы. Поэтому практи­чески всегда экспертный опрос проводится под легендой. Чаще всего это легенда «журналиста», «ученого» (например, аспиранта) либо «представителя крупного потенциального потребителя/поставщика/ инвестора». Несмотря на очевидную нерациональность легенд «жур­налиста» и «аспиранта» (например, что за аспирант поедет из Петербур­га в Красноярск, чтобы провести исследование, или какую информа­цию будет искать журналист из Москвы в далеком поселке в Иркутской области?), они чаще всего «условно срабатывают». Вам не верят, но с вами разговаривают. Даже если эксперт понял, что это «легенда», как правило, он идет на диалог, поскольку заинтригован и надеется сам в ходе беседы выяснить что-либо об исследователе. Отметим, что почти никогда не удается скрыть город, из которого исследователь при­ехал в регион: где-нибудь у него обязательно попросят предъявить до­кументы, и если кто-нибудь из местной элиты станет наводить справ­ки, базовая информация об исследователе из этого документа почти всегда к нему попадет.

При проведении экспертных интервью заказчику лучше заранее уве­домить о проблемных отношениях с представителями региональных элит, так как в противном случае высока вероятность неблагоприятно­го окончания исследования. В регионах слухи о приезжих журналис­тах или исследователях распространяются быстро, поэтому в одном из пяти или десяти интервью специалист рискнет попасть в опасную си­туацию. Оптимальным является предоставление гарантий личной бе­зопасности исследователям со стороны заказчика.

Черезвычайно важным условием при проведении экспертных интер­вью являются развитые коммуникативные качества интервьюера. Во-первых, ему необходимо оторвать от работы уважаемого человека, что­бы тот согласился уделить интервьюеру один-два часа своего времени. Кроме того, чтобы войти, к примеру, в кабинет топ-менеджера крупно­го завода, исследователю предстоит преодолеть множество преград от собственных внутренних психологических барьеров до охраны, видео­камер и секретарей.

Во-вторых, интервьюер должен «разговорить» его – так, чтобы тот абсолютно незнакомому, к тому же подозрительно любопытному чело­веку рассказал то сокровенное, что, возможно, не рассказывает даже своим знакомым.

В-третьих, предстоит построить разговор таким образом, чтобы при окончании беседы эксперт вспоминал лишь то, что встречался с прият­ным человеком.

Работа по сбору качественной информации сравнима с работой снай­пера. Снайперское искусство – это «дерзкое умение терпеливых», ис­кусство ждать подходящего момента и мгновенно использовать его. Искусство работы исследователя состоит в том, чтобы самостоятельно найти цель (источник информации), оценить ее важность и вступить с ней в контакт. Эта деятельность напоминает охоту – охоту за инфор­мацией. Эксперт-исследователь, как снайпер: невидим, беспощаден и неумолим, от него не спасают ни расстояния, ни охрана, ни секретари, ни механизмы психологической защиты.