Личный опрос потребителей
Специфика и предназначение метода
В этом разделе речь пойдет только о личных опросах (face-to-face). Телефонные опросы используются достаточно редко, почтовые в принципе мало применимы в России, а интернет-
Основная суть количественного исследования потребителей выражается всего одним вопросом: сколько?
Как правило, количественное исследование потребителей относится к типу исследований Usage&Attitude («использование и потребление»).
Содержательные вопросы: что позволяет исследовать этот метод, когда он применяется, и т. д. – рассмотрены в предыдущих разделах.
Далее вы познакомитесь с типовым планом-графиком и типовой сметой проведения исследования. Отметим, что данная смета не включает в себя оплату проезда специалистов и собственно оплату организации процесса.
По масштабу опросы бывают базовые (стратегические), ситуативные (тактические) и рейтинговые (оперативные).
Задача базовых опросов – собрать максимально возможную информацию; тактических – дать ответ на конкретный вопрос в конкретной ситуации, а оперативных – определить динамику текущих рейтингов потребительских предпочтений.
Технологический цикл проведения опроса
Самый принципиальный вопрос для опроса общественного мнения — размер выборки, т. е. определение того, сколько людей надо опросить. При этом следует учитывать, что чем меньше выборка, тем выше погрешность измерения.
Даже для незначительного увеличения точности измерения требуется существенное увеличение размера выборки. Поэтому на практике почти всегда исследователи проводят исследование на выборке в пределах 1000-1400 человек.
Базовый опрос при выборке подобного объема в случае требования максимальной оперативности обычно длится 9 дней с момента приезда в регион до сдачи отчета.
Стоимость проведения базового опроса
Рассмотрим смету по базовому опросу – количественному исследованию потребителей на «широком» B2B-рынке, 1500 опрошенных. Размер анкеты – около 100 опросов. Особое внимание еще раз обращаем на выборку. Исследовать все население в целом имеет смысл только тогда, когда рынок достаточно «широкий», т. е. данный продукт потребляет или готова потреблять значительная часть населения. Если же у вас специфический рынок или вы ориентированы на четкий сегмент потребителей, то лучше их и исследовать. Так, например, проводить опрос всего населения, если ваша компания продает альпинистские карабины, бессмысленно.