Исследование сбыта
Исследование проводится по торговым точкам.
Основные цели:
исследование Pricing&Distribution (цены, ассортимент торговых
точек);
исследование Mystery Shopping (сервис).
Pricing&Distribution
Основные вопросы:
ассортимент торговых точек (представленность производителей, полнота товарных линеек с разбивкой по типам точек и по географии);
цены в торговых точках;
реклама в торговых точках;
интенсивность покупательского потока.
Форма проведения: личное анкетирование.
Выборка: зависит от задач исследования.
Структура выборки: выборка торговых точек может быть репрезентативной (все типы торговых точек представлены в той же пропорции, что и генеральная совокупность) или квотной (по типу торговой точки, например, сравнивается ассортимент женских гигиенических средств в аптеках ив гипермаркетах; по географии).
Mystery Shopping
Метод «тайного покупателя» заключается в том, что интервьюеры под видом потенциальных покупателей посещают торговые точки. Как правило, у них есть достаточно жесткий сценарий поведения, призванный проверить профессионализм сотрудников исследуемых компаний (например, начать возмущаться по поводу низкого качества товаров, плохого обслуживания или высоких цен). На промышленных рынках данный метод, скорее, можно назвать методом легкого промышленного шпионажа (очевидно, что человеку, пришедшему под видом потенциального покупателя, сотрудники компании охотнее ответят на вопросы, чем представителю конкурентов).
Основные вопросы:
уровень качества работы обслуживающего персонала;
соблюдение требований к ассортименту товаров/описаний услуг в торговом зале;
оборудованность, соблюдение порядка в торговом зале.
Форма проведения: личное анкетирование.
Выборка: зависит от задач исследования.
Структура выборки: зависит от задач исследования. Как правило, замеряется качество обслуживания в торговой точке заказчика (в случае сети — в нескольких) и в нескольких точках основных конкурентов.