Исследование спроса

 

Как правило, исследования спроса по задачам относятся к исследова­ниям Usage&Attutide («потребление и отношение»), которые будут подробно описаны далее.

Основные вопросы:

объем удовлетворенного и неудовлетворенного спроса;

поведение потребителей:

эластичность спроса и приемлемая цена,

частота и объемы потребления,

объемы и структура затрат,

места приобретения,

факторы выбора, источники информации;

предпочтения потребителей:

известность марок,

предпочтения по маркам,

лояльность маркам,

удовлетворенность предложением;

сегментация, выявление целевых групп.

Исследования спроса на рынке business-to-business и на потребитель­ском рынке значительно различаются.

Потребительский рынок. При исследованиях на потребительском рынке информацию чаще всего получают путем проведения опросов потребителей.

Генеральная совокупность: население/целевая группа/потреби­тели.

В первом случае описание целевой группы и потребителей получа­ют в результате опроса, при этом определяются поведение и отноше­ние всего населения к изучаемому рынку.

Во втором случае целевая группа ограничивается изначально, и ре­зультаты описывают только целевую группу:

В третьем случае проводится опрос тех, кто уже является потребите­лем на исследуемом рынке (например, по рынку автохимии опрашива­ются владельцы машин), и создается более точная картина, описываю­щая потребление товара/группы товаров.

В последних двух случаях невозможно прогнозировать рост спроса, нет возможности описать пути расширения существующих и привле­чения новых целевых групп. В третьем случае результат описывает, как и почему потребляют товары на этом рынке, но не объясняет, почему не потребляют.

Основные методы: структурированное интервью/глубинное интервью.

Форма проведения: телефонный onpoc/face-to-face-onpoc.

Выборка: зависит от размера генеральной совокупности, допустимой погрешности измерения и требований к подробности результатов ис­следования.

Рынок business-to-business. В этом случае проводится опрос юри­дических лиц. Как правило, это менеджеры среднего звена — руково­дители функциональных подразделений (например, менеджеры по рек­ламе, по закупкам и т. д.).

Опрос первых лиц крупных компаний обычно проводится в ходе личного интервью. Наша компания располагает возможностями для опроса первых лиц предприятий в ряде регионов РФ.

Основные методы: структурированное интервью/глубинное интервью.

Форма проведения: телефонный onpoc/face-to-face опрос.

Выборка: зависит от числа игроков на рынке и требований к подроб­ности получаемой информации. Как правило, опрашиваются около 50-100 юридических лиц.

Преимущества и недостатки каждого варианта формы проведения, метода и выборки указаны в разделе «Методы исследования».