Исследование спроса
Как правило, исследования спроса по задачам относятся к исследованиям Usage&Attutide («потребление и отношение»), которые будут подробно описаны далее.
Основные вопросы:
объем удовлетворенного и неудовлетворенного спроса;
поведение потребителей:
эластичность спроса и приемлемая цена,
частота и объемы потребления,
объемы и структура затрат,
места приобретения,
факторы выбора, источники информации;
предпочтения потребителей:
известность марок,
предпочтения по маркам,
лояльность маркам,
удовлетворенность предложением;
сегментация, выявление целевых групп.
Исследования спроса на рынке business-to-business и на потребительском рынке значительно различаются.
Потребительский рынок. При исследованиях на потребительском рынке информацию чаще всего получают путем проведения опросов потребителей.
Генеральная совокупность: население/целевая группа/потребители.
В первом случае описание целевой группы и потребителей получают в результате опроса, при этом определяются поведение и отношение всего населения к изучаемому рынку.
Во втором случае целевая группа ограничивается изначально, и результаты описывают только целевую группу:
В третьем случае проводится опрос тех, кто уже является потребителем на исследуемом рынке (например, по рынку автохимии опрашиваются владельцы машин), и создается более точная картина, описывающая потребление товара/группы товаров.
В последних двух случаях невозможно прогнозировать рост спроса, нет возможности описать пути расширения существующих и привлечения новых целевых групп. В третьем случае результат описывает, как и почему потребляют товары на этом рынке, но не объясняет, почему не потребляют.
Основные методы: структурированное интервью/глубинное интервью.
Форма проведения: телефонный onpoc/face-to-face-onpoc.
Выборка: зависит от размера генеральной совокупности, допустимой погрешности измерения и требований к подробности результатов исследования.
Рынок business-to-business. В этом случае проводится опрос юридических лиц. Как правило, это менеджеры среднего звена — руководители функциональных подразделений (например, менеджеры по рекламе, по закупкам и т. д.).
Опрос первых лиц крупных компаний обычно проводится в ходе личного интервью. Наша компания располагает возможностями для опроса первых лиц предприятий в ряде регионов РФ.
Основные методы: структурированное интервью/глубинное интервью.
Форма проведения: телефонный onpoc/face-to-face опрос.
Выборка: зависит от числа игроков на рынке и требований к подробности получаемой информации. Как правило, опрашиваются около 50-100 юридических лиц.
Преимущества и недостатки каждого варианта формы проведения, метода и выборки указаны в разделе «Методы исследования».