Формы сотрудничества компании с исследователями

 

Заказ исследования «под ключ». Цель такого рода исследований – получение информации, необходимой для принятия решения. Марке­тинговый отдел компании-заказчика (либо руководство компании) опи­сывает информацию, которую ему необходимо получить. Совместно с клиентом компания-исполнитель решает, каким образом лучше по­строить исследовательскую работу.

Мониторинг. Зачастую результаты одного исследования не мо­гут удовлетворить клиентов, поскольку рынок быстро меняется. Если необходимо отслеживать динамику изменений на рынке (один раз в один, три или четыре месяца), заключается контракт на комплекс

регулярных исследований с заметным снижением общей стоимости проекта.

Исследование типа «омнибус». Это заказное исследование, в котором заказчиками выступают несколько компаний. Соответственно стандарт­ный отчет по исследованию получают все участники, но и стоимость ис­следования распределяется между ними в равных долях. За отдельную плату каждый участник может включить в исследование несколько своих вопросов. В этом случае данные по этому блоку получает только он.

Инициативные исследования. Предполагают покрытие всех затрат, планирование и проведение исследований силами исследовательской компании, а потом продажу отчетов по исследованию неограниченное число раз. В настоящее время в России достаточно активно развивает­ся рынок инициативных исследований. Крупнейший портал по прода­же таких отчетов – проект «Исследования рынков» компании РБК (www.research.rbc.ru). В его базе данных уже много сотен отче­тов. Золотым партнером проекта является ИК Business Vision (www.businessvision.ru).

Заказ полевого этапа исследования. Компаниям, у которых есть соб­ственные исследователи-маркетологи, но при этом нет возможности организовать полевой этап исследования, мы предлагаем проведение этого этапа. Данные передаются в отдел маркетинга компании в любом удобном формате. При этом разработкой анкеты и анализом результа­тов опроса данных занимается непосредственно компания-заказчик.

Приглашение консультантов. Чаще всего консультанты приглаша­ются для планирования исследований, однако иногда поступают пред­ложения выступить в качестве экспертов по обсуждению отчетов, из­готовленных самой компанией либо выполненных исследователями. Защита выполненного исследовательского проекта перед внешним кон­сультантом — очень сложная задача, особенно с учетом того, что вне­шний консультант изначально настроен критично (его ведь и пригла­шают для критики).

Во многих крупных компаниях, в том числе консалтинговых, после получения отчета создается группа для его изучения. Мы считаем, что в составе такой группы должен быть как минимум один независимый консультант, так как наличие внешних экспертов радикально повыша­ет возможности стороннего взгляда как на процедуру исследования, так и на интерпретацию его результатов.