Формы сотрудничества компании с исследователями
Заказ исследования «под ключ». Цель такого рода исследований – получение информации, необходимой для принятия решения. Маркетинговый отдел компании-заказчика (либо руководство компании) описывает информацию, которую ему необходимо получить. Совместно с
Мониторинг. Зачастую результаты одного исследования не могут удовлетворить клиентов, поскольку рынок быстро меняется. Если необходимо отслеживать динамику изменений на рынке (один раз в один, три или четыре месяца), заключается контракт на комплекс
регулярных исследований с заметным снижением общей стоимости проекта.
Исследование типа «омнибус». Это заказное исследование, в котором заказчиками выступают несколько компаний. Соответственно стандартный отчет по исследованию получают все участники, но и стоимость исследования распределяется между ними в равных долях. За отдельную плату каждый участник может включить в исследование несколько своих вопросов. В этом случае данные по этому блоку получает только он.
Инициативные исследования. Предполагают покрытие всех затрат, планирование и проведение исследований силами исследовательской компании, а потом продажу отчетов по исследованию неограниченное число раз. В настоящее время в России достаточно активно развивается рынок инициативных исследований. Крупнейший портал по продаже таких отчетов – проект «Исследования рынков» компании РБК (www.research.rbc.ru). В его базе данных уже много сотен отчетов. Золотым партнером проекта является ИК Business Vision (www.businessvision.ru).
Заказ полевого этапа исследования. Компаниям, у которых есть собственные исследователи-маркетологи, но при этом нет возможности организовать полевой этап исследования, мы предлагаем проведение этого этапа. Данные передаются в отдел маркетинга компании в любом удобном формате. При этом разработкой анкеты и анализом результатов опроса данных занимается непосредственно компания-заказчик.
Приглашение консультантов. Чаще всего консультанты приглашаются для планирования исследований, однако иногда поступают предложения выступить в качестве экспертов по обсуждению отчетов, изготовленных самой компанией либо выполненных исследователями. Защита выполненного исследовательского проекта перед внешним консультантом — очень сложная задача, особенно с учетом того, что внешний консультант изначально настроен критично (его ведь и приглашают для критики).
Во многих крупных компаниях, в том числе консалтинговых, после получения отчета создается группа для его изучения. Мы считаем, что в составе такой группы должен быть как минимум один независимый консультант, так как наличие внешних экспертов радикально повышает возможности стороннего взгляда как на процедуру исследования, так и на интерпретацию его результатов.