Специфика экс-монопольных рынков
Существенными особенностями обладают PR-атаки, проводящиеся на тех рынках, которые еще недавно были монопольными. Чаще всего это демонополизированные рынки государственных услуг, крупнейшими из которых сегодня являются рынки услуг ЖКХ, сбыта электроэнергии, негосударственных пенсионных фондов.
Один из авторов этой книги, А. И. Серавин, организовывал проведение PR-атак на рынках сбыта электроэнергии в ряде регионов России, Ключевое отличие таких рынков определяет главную особенность PR-атаки: самое сложное — объяснить потребителям абсолютную реальность отказа от услуг государства. Хотя в любом крупном городе есть очевидные примеры большей успешности бизнеса в управлении материальными активами, у рядовых граждан советской властью сформировано устойчивое недоверие ко всем частным компаниям. Уровень недоверия к бизнесу после крушения «пирамид» и банковских кризисов 1990-х годов столь велик, что население в целом не очень-то верит в возможность улучшить свою настоящую или будущую ситуацию за счет делегации права управления своими активами бизнесу. Связь потребителей государственных услуг с их поставщиком формировалась в течение 80 лет, поэтому ее достаточно сложно разорвать.
Единственное, что принципиально облегчает ситуацию, – это крайне низкое качество государственных услуг. Лояльность к государству как производителю очень высока, но все потребители не настолько нерациональны, чтобы вообще не воспринимать доводы в пользу отказа от государственных услуг.