Отказ отвечать
46 исследовательских компаний в США провели в 1986 году специальное исследование по определению процента отказов давать ответы при опросах. Оно включало 1,4 млн. телефонных звонков и личных интервью. Отвечать отказалось 38% опрошенных. Из них 86% отказались еще
Процент отказов зависит от контингента респондентов, обстоятельств контакта, требуемой информации, поведения интервьюера.
Наименьшее количество отказов – при личном интервью, наибольшее – при почтовом опросе.
Для снижения уровня отказов используются следующие меры.
1. Повышение процента ответов при первичном опросе. Необходимо сказать о важности исследования, его целях, о гарантии анонимности, вознаграждении.
2. Уменьшение отказов в процессе работы. Если респондент плохо себя чувствует, устал или занят, то надо ему перезвонить в удобное для него время. Следует избегать скучных и сложных вопросов (и вообще тех, которые не являются жизненно необходимыми). Повторный опрос по почте будет, безусловно, означать для респондента потерю анонимности!
3. Экстраполяция. Пусть Xcp_o, Xcp_n – средние значения некоторой характеристики среди ответивших и не ответивших на некоторый вопрос. Тогда искомое среднее для всей выборки будет равно
Xcp=PoXcp_o+PnXcp_n,
где Po– доля ответивших на вопрос,
Pn – доля отказавшихся отвечать; Po+Pn=1.
Неизвестное Xcp_n определяется по выборке из не ответивших с первого раза, со второго и т. д. (можно определить также среднее для каждой такой подгруппы).
4. Метод Политца и Симмонса – экстраполяция без перезванивания. Метод учитывает то, что если человек редко бывает дома, подобных ему в выборке будет мало. Поэтому у них должен быть большой вес.
При опросе у респондента спрашивают, был ли он дома в течение предыдущих пяти дней. Ответ взвешивается по вероятности присутствия дома. Если респондента не было дома все 5 дней, то вес ответа равен 6 (включается и день опроса). Если он был дома каждый день, то вес ответа равен 1.