Неохват


В рамки выборки обычно попадает только часть генеральной совокупности. Если эти рамки выбраны неудачно, то не попавшие в них представляют собой группу, характеристики которой отличаются от средних по генеральной совокупности. Тогда исследование может дать неточные результаты.

Если опрос производится по карте, то на ней может не быть самых новых кварталов с особой категорией населения – новоселами. Неохват этой категории сильно исказит такую характеристику, как потребность населения в новой мебели и отделочных материалах.

Для снижения данного вида ошибок следует четко определить спецификации генеральной совокупности и рамок выборки. Например, при опросе взрослого населения нужно обязательно указать, с какого возраста считать человека взрослым. Эта граница может быть 21, 18, 16 или 14 лет. В этом возрасте сильно изменяются вкусы и мода.

При проведении территориальной выборки следует пользоваться современными картами.

При использовании компьютерного генератора случайных чисел его следует тщательно проверить.


Переохват


Переохват возникает, когда происходит дублирование элементов выборки, то есть когда имеется шанс исследовать один и тот же элемент дважды. Например, при проведении телефонных опросов со случайной генерацией номеров без повторений может оказаться, что одна семья будет опрошена дважды. Это случится, если в квартире стоит несколько телефонов.

Данный вид ошибок устраняется путем тщательного планирования выборки. Другой подход иллюстрируется следующим примером: при опросе владельцев машин о месте новой автозаправочной станции, владеющих двумя машинами берут с весом 0,5, так как их могли опросить в другом месте.