Проектирование выборки и сбор данных


Ранее было рассказано о том, какие данные требуется собирать в маркетинговых исследованиях и каким образом это можно сделать. Данные собираются по интересующему исследователя объекту. Таким объектом обычно является совокупность некоторых элементов. Примерами

объекта исследования могут быть жители города, страны; покупатели магазина; продавцы торговой фирмы; крупные продовольственные магазины района; товары, выпущенные определенной фирмой; заводы, выпускающие определенный вид продукции и т. д.

Генеральная совокупность это полный набор исследуемых единиц (элементов), которые удовлетворяют определенным спецификациям.

Спецификации определяют принадлежность каждой исследуемой единицы к генеральной совокупности. Например, потребителями пиццы могут считаться те, кто ест ее раз в неделю, раз в месяц или те, кто попробовал ее хотя бы один раз в жизни.

Ценз –обследование всех элементов генеральной совокупности.

Исследование всей генеральной совокупности иногда слишком дорого, иногда невозможно (при определении срока службы ламп они в конце испытаний все выйдут из строя), а иногда дает неточные результаты (из-за большого количества полевых работников, проводящих опросы, увеличивается вероятность ошибок).

В таких случаях проводится выборочное исследование.

Выборка – совокупность элементов подмножества большей группы объектов, каждый из который подвергается исследованию.

Для определения множества исследуемых объектов (элементов выборки) требуется прежде всего четко определить генеральную совокупность – набор элементов, которые требуется исследовать. Обязательно также определить, какие элементы не исследуются.

Далее определяются рамки выборки.

Рамки выборки – перечень элементов генеральной совокупности, из которых производится выборка.

Например, пусть генеральная совокупность – все жители страны. Тогда рамки выборки можно определить как всех владельцев телефонов, зарегистрированных в телефонной книге.