Физические характеристики анкеты


1. Внешний вид анкеты – легко читаемый текст, нетесные строчки, отсутствие ошибок – крайне важен. Благоприятное впечатление производит анкета, имеющая высококачественную печать и хорошую бумагу. Это повышает уважение респондента к фирме и улучшает процент ответов.

2. К анкете желательно приложить сопроводительное письмо или дать преамбулу. Надо указать важность самого исследования, важность мнения респондента, поощрение за участие, фирму-спонсора исследования.

3. Размер анкеты влияет на ее восприятие. Анкета не должна быть большой. В этом случае кажется, что ее легче заполнить, если

строчки не тесные;

достаточно места для открытых вопросов (длина ответа на открытый вопрос определяется оставленным местом);

вопросы достаточно подробны и снабжены соответствующими пояснениями.

Лучше, если анкета расположена на одном листе (от открытки до А4), иначе требуется оформлять ее как буклет.

Для пояснения порядка вопросов полезно использовать стрелки или раскраску вопросов.

Нумерация вопросов значительно облегчает обработку анкет.

Нумерация анкет, хотя и облегчает их обработку, может вызвать подозрения об анонимности опроса. При почтовых опросах респондент заподозрит, что его могут «вычислить» по номеру анкеты.


Проверка предыдущих шагов


Руководствуясь здравым смыслом, критически проверьте всю анкету. Каждое слово следует просмотреть «под микроскопом». Очень полезно дать анкету на обсуждение фокусной группе или просто собрать коллег для обсуждения. Практика свидетельствует, что как бы ни был ясен вопрос составителю, не все поймут его однозначно.