Выбор слов для каждого вопроса, построение вопроса


Результат ответа может быть прямо противоположным в зависимости от порядка слов в вопросе. Вот основные рекомендации.

1. Следует использовать простые слова. Исследователь обычно бывает более образованным,

чем респондент, причем в специфической области. Здесь главное – суметь встать на место респондента.

2. Нужно учитывать возможные разночтения. Вот несколько примеров.

Более или менее. На вопрос по телефону:

Вы более или менее удовлетворены новой упаковкой?        

часто дают ответ: Да, более-менее. Может быть, следовало бы сформулировать вопрос так:

Вы менее или более удовлетворены новой упаковкой?        

Всё, всегда, никогда. Следует избегать экстремистских высказываний в вопросах. Респонденты часто находят парадоксальные исключения и не выбирают такие ответы. Вместо ответа все гораздо лучше сказать практически все или подавляющее большинство.

Вы. Вопрос в ателье:

Сколько костюмов Вы сшили в прошлом месяце?_

Некоторые отвечающие будут рассматривать себя лично, другие – весь коллектив.

И. Это союз очень часто вызывает проблемы. Например, при ответе на вопрос

Считаете ли Вы, что существует конкуренция между продавцами
лимонада и крекеров?________________________

некоторые будут иметь в виду две группы: продавцов лимонада и продавцов крекеров, а другие – две группы продавцов смешанного ассортимента.

Как. Здесь вопрос может предопределить ответ.

Считаете ли Вы, что зелень, такая как салат, должна подаваться к
обеду?_____________________________________

Многие будут рассматривать только салат.

Плохой. Как правило, люди не имеют склонности к критиканству. Спросите, что хорошего и плохого в Вашей работе, и плохого не окажется. Спросите, что хорошо в Вашей работе, а что – не совсем хорошо, и Вы получите полный обзор недостатков.

Примерно. Некоторые считают, что 48 и 52 – примерно 50; другие – что 48 это примерно 50, а 52 – свыше 50.

Слышать. На вопрос

Слышали ли Вы об этом товаре?_______________

некоторые респонденты отвечают буквально, другие включают в это понятие и прочтение, и просмотр телерекламы, и рекламу по радио.

3. Каждое поколение имеет свой сленг, охотно воспринимаемый в молодые годы. Вопрос, вполне безобидный для одних, может оказаться полным двусмысленности для других.

4. Следует избегать двусмысленных слов и выражений типа: часто, редко. Надо конкретизировать ответ, сформировать единые категории типа раз в неделю, раз в месяц и пр. Можно также задавать вопрос в форме:

Когда Вы в последний раз пользовались...
(также с четкими временными рамками ответов).

5. Обязательно избегать наводящих вопросов типа

Считаете ли Вы, что ограничение налогов – эффективный путь предотвратить опустошение Ваших карманов правительством?_____________

Ответ на такой вопрос подразумевается сам собой. Кстати, в полемических газетных статьях любят пользоваться результатами опросов подобного типа. Не приводится только вопиюще неправильная, предвзятая форма вопроса.

6. Следует избегать скрытых альтернатив и стараться их раскрыть. Вот два вопроса, со скрытой (1) и с раскрытой альтернативой (2).

1. Если представится возможность, будете ли Вы работать?           
2. Если представится возможность, Вы пойдете работать или будете заниматься домашним хозяйством?________________________________

Ответы на эти вопросы в США отличаются в 3 раза.

7. Нужно раскрывать возможные исходы выбора. Сравните:

Хорошо ли издать закон, обязывающий пристегивать ремни безопасности в автомобиле? 
Хорошо ли издать закон, обязывающий либо ездить с пристегнутыми ремнями, либо платить штраф в размере 100 руб.?____________________

Здесь ответы также будут значительно отличаться.

8. Избегайте обобщений и оценок в ответах. При ответе на вопрос

Сколько бутылок минеральной воды Вы покупаете в месяц?          

респондент скорее всего прикинет количество бутылок, которые он покупает за один раз, оценит, сколько раз в неделю он ходит в магазин, умножит на 4, приняв, что в месяце около четырех недель. Точность такого ответа оставляет желать лучшего. Общий принцип состоит в том, что расчетами должен заниматься исследователь. Таким образом, правильный вопрос звучит так:

Сколько бутылок минеральной воды Вы купили в последние два дня?   

9. Нельзя использовать вопросы с двойным ответом.

Какова Ваша оценка цены и уровня сервиса в отеле?

Может быть, респонденту «все нравится, ему цена не нравится!».