Проектирование анкет


Анкета для маркетинговых исследований представляет собой опросный лист со списком вопросов,в который позже заносятся и ответы респондента.

При использовании компьютера анкета может представлять собой текстовый файл, электронную таблицу или таблицу базы данных. Ответы одного респондента обычно записываются в виде одной записи (строки) таблицы базы данных.

Анкета может заполняться как самим респондентом, так и исследователем (интервьюером) со слов респондента. Форма для регистрации структурированных наблюдений также может рассматриваться как разновидность анкеты, заполняемой наблюдателем по результатам наблюдения.

Каждому респонденту должна предъявляться для заполнения отдельная анкета, чтобы он не видел ответы других респондентов.

 Проектирование анкет является искусством. Ясно, что вопрос должен быть четким и понятным, не допускать двоякого толкования. Проблема заключается в том, как этого достичь.

Ниже приводится общая схема проектирования анкет. Она может быть использована начинающими исследователями, так как содержит полезные рекомендации. Рассматриваются также типовые ошибки. Однако каждый опытный исследователь проектирует анкеты по-своему. Проектирование рассматривается здесь как последовательный процесс, но реально приходится часто возвращаться к уже пройденным шагам.

Итак, при проектировании следует определить следующие аспекты.


Определение информации, которую требуется получить


На этот вопрос легко ответить, если правильно выполнялись шаги, приведшие к данной анкете. Исходная гипотеза должна определять, что и от кого узнавать, так как ищется некоторая зависимость между переменными. Здесь полезны таблицы-шаблоны. Если на данном шаге появляются новые гипотезы, надо проверить, являются ли они жизненно важными, и если нет – забыть про них. Иначе анкета становится огромной, возникают дополнительные проблемы в ее проведении, увеличивается количество неответов.

Совершенно неправильным следует признать подход: давайте вначале проведем опрос, сделав анкету побольше, а потом посмотрим, что полезного можно из этого извлечь. Собранные данные оказываются полезными в лучшем случае на 25%.