Замаскированные – незамаскированные наблюдения


За покупателями часто наблюдают незаметно, издали; иногда наблюдатели сами маскируются под покупателей[1]. Они регистрируют, сколько времени покупатели проводят в зале, у

выставки, сразу ли нашли нужный продукт, ясна ли им информация на упаковке.

Иногда для получения данных по улучшению расположения прилавков, распределения потоков покупателей используются телекамеры.

При использовании маскировки трудно замаскироваться полностью и трудно получить данные общего характера о покупателей. Кроме того, возникают этические проблемы.


Прямые – непрямые наблюдения


Если требуется определить количество покупаемого в магазине за день товара, то наблюдения с подсчетом купленных упаковок являются прямыми. Можно определить это же количество и непрямым наблюдением, если узнать остаток товара в магазине на конец дня, остаток на конец предыдущего дня, количество товара, поступившее за день, и произведя несложные расчеты.

Аудит кладовых и холодильников в домах респондентов[2] – незамаскированное непрямое наблюдение по группе товаров.

Подсчет отпечатков пальцев на странице рекламного журнала – замаскированное (так как респондент не видит этого процесса) непрямое (так как требуется не количество отпечатков и не их принадлежность) наблюдение.



[1] В мотеле наблюдатели, замаскированные под продавцов мыла, наблюдали за поведением клиентов, а иногда даже ввязывались в разговоры, подводя их к высказыванию мнений о мотеле.

[2] Обычно на это соглашаются только члены списка.